Главная 75 лет освобождения Калинина Статьи Мастер подавления наземных целей
Мастер подавления наземных целей

Михаил Ильич Румянцев

100 лет
16 сентября 2016

Какие короткие жизни у многих наших героев, оставшихся в живых на страшной мировой войне! Всего 50 лет отмерила судьба Герою Советского Союза Михаилу Ильичу Румянцеву. Но в них вместились и его собственная биография, и история страны.

Он родился 16 сентября 1916 года в деревне Кульнево к югу от Ржева, стоящей на левобережье Осуги. В древние времена вверх по этой реке продвигались на притоки Западной Двины, а в противоположном направлении выходили через волок севернее Кульнева прямо к Ржеву. Возможно, славный город и был основан совсем не случайно в конечной точке этого водного пути между Балтикой и Волгой.

Михаил окончил семь классов, работал в колхозе, потом уехал в Калинин, поступил на вагоностроительный завод, учился в школе фабрично-заводского ученичества при нём (ныне профессиональное училище № 6 имени П.А. Кайкова) и в аэроклубе. В 1938 году его призвали в ряды Красной Армии, и уже через год он окончил Вольскую военную авиационно-техническую школу в Саратовской области. Авиамехаником 26-го истребительного полка Ленинградского фронта Михаил Румянцев прошёл «зимнюю войну» 1939—1940 годов с Финляндией. Добросовестность и поразительная самоотдача, о которой говорили его друзья и сослуживцы на протяжении всей жизни нашего земляка, проявилась в сложнейших условиях той войны. Истребитель, который он готовил к полётам, выполнил более ста боевых вылетов, ни разу не задержавшись на земле из-за технических неполадок, и механик Румянцев получил первую боевую награду — медаль «За боевые заслуги».

На Великой Отечественной Михаил Ильич воевал первых её дней. Чувствуя в себе качества лётчика и хорошо изучив самолёты, он посылал один рапорт за другим с просьбой направить его на учёбу и, наконец, попал на курсы лётчиков-штурмовиков.

В январе 1943 года была сформирована 299-я штурмовая авиадивизия (командир полковник И.В. Крупский), и старшего лейтенанта М.И. Румянцева зачислили в её состав, в 218-й авиаполк. Прежний наземный опыт (но ведь был же и Калининский аэроклуб!), природный талант, уникальные качества характера позволили Михаилу с первых же вылетов почувствовать себя уверенно, и он вскоре стал одним из лучших штурмовиков полка. Командиры отмечали знание им техники, умение управлять боевой машиной, отвагу, точный расчёт и настойчивость в поражении цели.

Полком командовал подполковник Николай Калистратович Лысенко, будущий Герой Советского Союза. Именно он изобрёл тактику штурмовки, которая нашла широкое применение в советских ВВС: выстроил боевой порядок самолётов над целью в форме замкнутого круга, что позволяло длительное время штурмовать цель, успешно обороняясь от вражеских истребителей. Применив этот метод при обеспечении наших наземных войск во время форсирования реки Сож, группа Лысенко, в составе которой был и самолёт Румянцева, в течение 30 минут непрерывно штурмовала передний край обороны противника, не давая ему возможности вести ответные действия. В это время наши войска без потерь переправились через реку и развили наступление.

Мастерство старшего лейтенанта Румянцева росло буквально на глазах. Ему стали доверять особые, ответственные задачи, связанные со штурмовкой наземных целей и глубокой разведкой полос обороны противника. Пришли и новые должности: Михаил стал командиром звена, а затем заместителем командира эскадрильи.

Его 218-й авиаполк сражался на Брянском фронте, на Курской дуге, на Украине, в Белоруссии. За успешные боевые действия в операциях по освобождению Белоруссии полк получил почётное наименование «Слуцкий», за бои на плацдармах на реке Висле в августе 1944 года был награждён орденом Красного Знамени, а 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение заданий командования при овладении городом и крепостью Познань — орденом Кутузова III степени.

Скупые строки журнала боевых действий полка рассказывают об эпизодах Гомельско-Речицкой наступательной операции осени 1943 года. Продвижение наших танков на одном из участков замедлилось из-за сильного встречного огня вражеской артиллерии и контратак пехоты. М.И. Румянцев дважды в день вылетал на участок прорыва и, снижаясь до предельной высоты, по полчаса держал противника под огнём. За один вылет он делал по 6—7 таких заходов, подавляя огневые точки, парализуя действия врага и прокладывая путь нашим танкистам. 26 ноября приказом Верховного главнокомандующего за отличия при освобождении Гомеля 299-я авиадивизия была награждена орденом Красного Знамени.

К середине февраля 1944 года старший лейтенант М.И. Румянцев совершил 96 успешных боевых вылетов на штурмовку и бомбардировку живой силы и техники противника и был представлен к званию Героя Советского Союза, которое было присвоено ему 1 июля («Золотая Звезда» № 3950).

А 30 июля штурмовики 299-й авиадивизии, в том числе и М.И. Румянцев, под прикрытием истребителей поддерживали части нашей конно-механизированной группы. Вечером комдив получил телеграмму: «Генералу Крупскому. Личный состав КМГ восхищён отличной боевой работой ваших лётчиков в районе Седлеца. Бойцы и офицеры выносят глубокую благодарность за поддержку их в бою. Командующий КМГ гвардии генерал-лейтенант Крюков». За успешные боевые действия в операциях по освобождению Белоруссии дивизия была награждена орденом Суворова II степени, а 19 августа приказом наркома обороны И.В. Сталина преобразована в 11-ю гвардейскую.

Командир 3-го гвардейского стрелкового корпуса генерал-майор Ф.И. Перхорович в эти дни издал следующий приказ: «В период с 18 по 21.08.44 г. 299-я шад, несмотря на сложные метеоусловия, обеспечивала продвижение 3-го гвардейского стрелкового корпуса 28-й армии. За этот период штурмовики сделали более 300 самолёто-вылетов, дезорганизовав оборону противника и деморализовав его живую силу. В районе Мечиславува штурмовики воспрепятствовали контратаке противника и способствовали частям корпуса отбросить его за Западный Буг. Летчики 218-го шап подполковника Н.К. Лысенко сорвали постройку временной переправы. За отличную работу штурмовиков объявляю благодарность всему личному составу 299-й шад».

В конце войны М.И. Румянцев уже водил в бои эскадрилью. Он сделал 216 боевых вылетов, уничтожил 9 самолётов противника, 11 танков, 5 складов с боеприпасами и 7 — с горючим, 3 паровоза, много железнодорожных вагонов и другой техники.

В запас гвардии подполковник Михаил Румянцев ушёл в 1961 году, жил и работал в Калинине, трудился в научно-исследовательском институте, умер 4 февраля 1967 года. В Заволжском районе Твери параллельно улице Мусоргского идёт до устья ручья Соминка застроенная многоэтажками улица Михаила Румянцева. Мемориальная доска в его честь установлена в городе Вольске на территории военного училища, которое окончил наш герой-земляк.

Вячеслав Воробьёв, доктор культурологии