Главная Публикации по тверской биографике Две жизни академика образцова
Две жизни академика образцова

Иван Филиппович Образцов

В советские времена имя академика Ивана Филипповича Образцова знали почти все. Ещё бы: многолетний ректор Московского авиационного института, директор Института прикладной механики АН СССР, министр высшего и среднего специального образования СССР с 1972 по 1990 год, председатель Правления общества «Знание» РСФСР в 1967—1995 годах (затем президент общества «Знание» России), лауреат Ленинской и Государственной премий, депутат Верховного Совета РСФСР…

Огромен вклад Ивана Филипповича в становление Калининского (ныне Тверского) государственного университета. Он стал министром образования на следующий год после преобразования Калининского пединститута в университет и делал всё возможное для укрепления материальной и кадровой базы нового вуза. Делал это и как министр, и как земляк.

Только в советское время, когда не было фатального социального и имущественного расслоения общества, было возможно, чтобы мальчик из деревни Быки Максатихинского района стал членом Правительства и лидером академической науки великой страны. Наверное, когда-нибудь нынешняя ситуация поправится, но сейчас вообразить такое невозможно. Окончив МАИ в военном 1944-м году, Иван Образцов остался верен этому вузу на всю жизнь, уже через 13 лет став в нём профессором, а на следующий год — ректором.

В Максатихе о нём ходят легенды, в которых трудно отделить правду от добросовестного и близкого к ней вымысла. Вот одна из историй. Ректор МАИ академик Образцов провёл через Учёный совет вуза решение о том, что ежегодно в Московский авиационный институт должны принимать несколько выпускников школ Максатихинского района. Это, конечно, были способные ребята, учившиеся в старших классах на заочных курсах МАИ, так что ничего нелегального в этом не было. За несколько десятилетий немало максатихинцев стали видными специалистами авиационной и космической отраслей, ядерной физики, многих направлений «оборонки». Уже и после того, как Иван Филиппович получил министерский портфель, он зорко смотрел, стобы это решение Учёного совета неуклонно выполнялось.

Память о ректоре И.Ф. Образцове чтится в МАИ. 14 октября 2009 года в торжественной обстановке на главном здании была открыта мемориальная доска его памяти. Президент Клуба выпускников МАИ Б.В. Елагин сказал на церемонии, что академик Образцов «оставил гигантский след» в истории вуза.

Открытая информация о второй, научной, стороне жизни И.Ф. Образцова минимальна. Приведу справку из энциклопедии: «Учёный в области строительной механики и теории прочности летательных аппаратов. Основные труды по теории и общим методам расчёта тонкостенных пространственных систем, особенно оболочечных конструкций типа крыла, фюзеляжа и корпуса летательного аппарата, а также по методам расчёта оптимальных конструкций заданной надёжности и живучести при сложном спектре действующих внешних нагрузок и эксплуатационных режимов».

Многие разработки академика Образцова относились к космической сфере, отсюда и высокая степень их секретности. Не будем и мы пытаться проникнуть за пределы дозволенного, а обратимся лишь к одному сюжету.

Известно, что вывести на орбиту космический корабль — удовольствие дорогое. Килограмм груза даже на удалении от Земли в 200 километров влетает в копеечку: от 2 тысяч долларов (одноразовые спутники) до 20 тысяч («Шаттл»). Запуск спутников на высокие орбиты, а тем более к другим планетам, обходится в астрономические суммы. Именно из-за дороговизны у нас до сих пор нет ни санаториев, ни заводов в космосе, о которых столько говорилось лет 40 назад, в романтическую эпоху покорения космоса.

Так вот, ещё в те времена директор Института прикладной механики Иван Филиппович Образцов спроектировал гигантский многоразовый космоплан, где стоимость килограмма груза объёмом от 10 до 40 тонн может составить всего 150—200 долларов (!). Это — 6 двигателей от «Бурана» (кстати, руководитель разработки «Бурана» академик Юрий Павлович Семёнов — наш земляк, торопчанин) плюс уникальная футуристическая конструкция «летающего крыла-фюзеляжа». За час такой космоплан способен доставить из Москвы в Нью-Йорк 600 пассажиров.

Главный конструктор консорциума «Авиационно-космические производственные системы» Владимир Скороделов говорит: « Космоплан, который проектировал Иван Филиппович, светлая ему память, — это послезавтрашний день космонавтики. Думаю, что сейчас такую машину создать не удастся, технологический уровень не позволит». Чуть более оптимистичен нынешний директор Института прикладной механики Юрий Яновский: «К сожалению, после смерти Ивана Филипповича лоббировать финансирование космоплана стало некому. Хотя у нас довольно много проработано, особенно в конструкции корпуса».

Так что задал задачу нынешним и будущим конструкторам и производственникам академик Образцов. Но задачу выполнимую, а её решение может принести совершенно фантастический эффект.

Иван Филиппович был очень творческой натурой во всём. Он прекрасно играл на скрипке, сочинял музыку. Его друзьями были многие известные деятели искусства. Не будет невероятным предположить, что и некоторые его технические идеи рождены творческим воображением музыканта и композитора.

Академик Образцов родился 28 июля 1920 года, а ушёл из жизни в последний день зимы 2005 года. Он нежно любил свою «малую родину», приезжал в Максатиху при первой возможности и похоронен там по собственному завещанию, не расставшись с Моложским краем и после кончины.

 

Вячеслав Воробьёв,
профессор Государственной академии славянской культуры