Главная Публикации по тверской биографике На сценах Москвы, Петербурга и Осташкова
На сценах Москвы, Петербурга и Осташкова

Прасковья Орлова-Савина

В Тверской губернии в разное время бывали многие русские актёры. Достаточно назвать великую Марию Николаевну Ермолову, месяцами жившую в имении Калабриево под Калязином, или приезжавшего к ней и игравшего в любительских спектаклях Василия Николаевича Давыдова.

Но лишь Прасковья Ивановна Орлова-Савина (17 октября 1815 — 15 июля 1900), постоянная партнёрша Михаила Щепкина и Павла Мочалова, блиставшая в водевилях, лёгких комедиях и даже трагедиях на сценах Малого и Большого театров в Москве и Александринского театра в Петербурге, навсегда связала свою жизнь с Верхневолжьем. Отец её, бывший крепостной, служил в Большом театре. Орлова-Савина получила сценическое образование в Московской театральной школе, в которую поступила в 15-летнем возрасте и где своим талантом привлекла внимание директора театров Ф.Ф. Кокошкина и «короля водевиля» артиста В.И. Живокини.

О её неизменном сценическом успехе говорили современники — критики и завзятые театралы. Газеты писали, что «лучшей Офелии не только московская, но и вообще русская сцена и не запомнит» (бенефис Мочалова в 1837 году). Она заслужила похвальный отзыв даже от Виссариона Белинского, которому, кажется, никто не нравился: «замечательная артистка и для драмы, и для комедии». В.И. Родиславский говорил, что «умнее, женственнее, явственнее изображения Софьи Павловны в исполнении П.И. Орловой в «Горе от ума» никогда ему не удавалось встретить во всё его 48-летнее посещение русской сцены». В «Драматическом альбоме» П. Арапова и А. Роппольта говорилось: «Между всеми актёрами и актрисами Московского театра П.И. Орлова занимает одно из видных и почётных мест. Артистка даровитая, умная, добросовестная, в продолжение десяти лет пользовавшаяся заслуженной любовью публики, оставила сцену тогда, когда её талант был в полном блеске, в полном развитии, когда её отсутствие не могло быть замещено».

Актриса пользовалась любовью и уважением не только у деятелей театра, но также среди литераторов и общественных деятелей середины XIX столетия. В её доме бывали Иван Гончаров, Яков Полонский, Дмитрий Григорович, Алексей Писемский, Иван Тургенев, Николай Греч. В разные периоды своей жизни Прасковья Ивановна вела переписку со знаменитым церковным иepapxом митрополитом Филаретом, протоиереем Иоанном Кронштадтским, писателем Иваном Аксаковым и многими другими. Во время Крымской войны она, подобно Екатерине Бакуниной, в качестве сестры милосердия ухаживала за больными и ранеными в военных госпиталях. Три месяца в 1855 году Прасковья Ивановна находилась в Севастополе в разгар осады, награждена медалью «За храбрость». Живший в Твери в эти годы Фёдор Глинка посвятил навестившей его Прасковье Ивановне стихи «Ты возвратилась невредимо...»

В 1859 году в её жизни произошёл крутой поворот: Прасковья Ивановна оставила большую сцену, выйдя замуж за осташковского городского голову и миллионера Фёдора Кондратьевича Савина, потомка местных первопоселенцев и продолжателя знаменитой династии промышленников и благодетелей города. Успешный купец и предприниматель, получивший образование в Англии, Фёдор Савин был также широко известен как меценат и общественный деятель. Должность городского головы он исправлял без перерыва 23 года (!) — с 1851 по 1873 год. В 1888 году Савиным было даровано потомственное дворянство с правами купцов первой гильдии, а их кожевенный завод получил все мыслимые международные награды за продукцию высочайшего качества.

В 1870-х годах для отдыха рабочих Ф.К. Савин устроил сад с качелями. При заводе имелась больница с мужским и женским отделениями, для рабочих была создана специальная больничная касса. Савин финансировал строительство городской гавани на озере Селигер, приобрёл, а частью выстроил дома для местной воинской команды и для прибывающих в город войск. Этим он заслужил ещё большую любовь горожан, поскольку тем самым освободил их от существенной обязательной натуральной повинности. Фёдор Кондратьевич приобрёл в собственность дома для Городской управы, банка, библиотеки, Сиротского суда, Мещанской управы, построил два корпуса лавок, дом для училищ и благотворительных заведений, устроил богадельню, построил каменное здание пожарного депо с каланчой, устроил бесперебойное снабжение города водой для тушения пожаров за счёт специальных колодцев, прудов и водопровода... Дороги, построенные под его руководством, пролегли от города вплоть до границы с Вышневолоцким уездом. В 1853 году он финансировал строительство дамбы, соединившей островной Богородицкий Житенный монастырь с городом. По инициативе Савина публичная библиотека была принята на бюджет города. На завещанные им почти сто тысяч рублей в Осташкове в 1890-е годы его вдова открыла Дом милосердия. Кажется, невозможно перечислить всё, что сделал один этот человек для столицы Селигерского края.

А что же его супруга, знаменитая столичная актриса? Как она чувствовала себя в этой провинции, где жила её мать, к которой Прасковья Ивановна переехала и где создала новую семью? Предметом особой заботы Орловой-Савиной стал городской Общественный театр — один из старейших в российской провинции, основанный ещё в 1805 году и всегда объединявший вокруг себя многих творчески мыслящих людей. Поселившись в Осташкове, Прасковья Ивановна во многом содействовала его престижу и успеху. При её участии впервые в России комедия «Горе от ума» была поставлена на местной сцене без цензурных пропусков (причём надо иметь в виду, что для провинции пьеса Грибоедова до 1863 года вообще была официально запрещена). Прасковья Ивановна становится ведущей актрисой театра, помогая актёрам-любителям и советами, и деньгами. Благодаря её усилиям при театре был создан оркестр из 12 музыкантов.

Но главным её занятием с этого времени и до конца дней, то есть на протяжение сорока лет, всё же была благотворительность. Как вспоминали современники, в Осташкове не было ни одного значимого доброго дела, во главе которого не стояла бы Прасковья Ивановна. Она предоставила кров погорельцам после пожара 1868 года, когда сгорели многие постройки Знаменского женского монастыря и близлежащие дома. Именно ей обязана своим возникновением столовая для бедных, а в  1893 году был открыт Дом милосердия. Уже в пожилом возрасте Орлова-Савина выходила на осташковскую сцену в благотворительных спектаклях, а незадолго до смерти организовала в городе беспроигрышную лотерею, большой сбор от которой был пожертвован ею на крышу ночлежного дома для сирот и бесприютных.

Что же касается Осташковского народного театра, то он действует и поныне, причём увенчан широким признанием зрителей и профессионалов, является победителем всесоюзных, всероссийских и областных театральных конкурсов. Его возглавляет талантливый режиссёр и замечательный поэт с философским складом мышления Сергей Тихонов. Я очень радуюсь его творческим успехам и к написанию этого очерка обратился во многом именно потому, что мой земляк-весьегонец принял через несколько поколений эстафету от знаменитой русской актрисы. Очень много сделал в 1980—1990-е годы для изучения жизни и увековечения памяти П.И. Орловой-Савиной выдающийся осташковский историк и специалист музейного дела Алексей Васильев, дружбой с которым я очень дорожил, с кем бродил не раз по его родному городу и селигерским берегам и чью раннюю кончину переживаю и сейчас.

На берегу Селигера расположилось архиерейское подворье с Вознесенским собором. Раньше здесь был Знаменский женский монастырь, где длительное время покоились мощи преподобного Нила Столобенского, перенесённые в 1995 году с патриаршим крестным ходом в монастырь Нилова пустынь.

На территории Знаменского монастыря и похоронена  Прасковья Ивановна Орлова-Савина, о чём свидетельствует надпись на полированном камне из красного гранита. Этот новый памятник установлен недавно, во многом стараниями Алексея Васильева. А в разысканном им некрологе в журнале «Русский архив» за 1900 год есть такие строки: «Добрую память оставила по себе покойная, и не один бедняк с благодарностью и умилением помянёт имя её».

 

Вячеслав Воробьёв,
профессор Государственной академии славянской культуры