Главная Новости Депутатов Госдумы планируется выбирать по-новому
Депутатов Госдумы планируется выбирать по-новому
21.03.2013

Фото: Архив пресс-службы Общественной палаты 

19 марта в Общественной палате обсуждали законопроект о выборах депутатов Государственной думы. Речь в документе, в частности, идет о возвращении к практике выборов по одномандатным округам, снижении избирательного барьера для попадания политических партий в Парламент до 5% и о ряде других инициатив, которые авторы законопроекта связывают с общими идеями о либерализации политической системы. Предлагаем ознакомиться с экспертным заключением Палаты на текст законопроекта о выборах в Парламент.

Заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона № 232119-6 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Общественной палатой Российской Федерации проведена общественная экспертиза проекта федерального закона № 232119-6 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Рассматриваемый проект федерального закона является частью политических реформ, проводимых в нашей стране.

Законопроектом предусматривается, что выборы депутатов Государственной Думы проводятся на основе смешанной избирательной системы, в соответствии с которой половина депутатов избирается по одномандатным избирательным округам (один депутат – один округ), другая половина – по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов.

Для проведения выборов депутатов Государственной Думы, избираемых по одномандатным избирательным округам, на территории Российской Федерации образуются 225 одномандатных избирательных округов и формируются окружные избирательные комиссии.

На выборах депутатов Государственной Думы кандидаты выдвигаются непосредственно и в составе федеральных списков кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, а также путем выдвижения их политическими партиями. Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями. Политическая партия вправе выдвинуть кандидатами, наряду с членами политической партии, беспартийных граждан, число которых в федеральном списке кандидатов не может превышать 50 процентов от общего числа кандидатов, включенных в список. Политическая партия не вправе выдвигать кандидатами граждан, являющихся членами иных политических партий, а также кандидатов, выдвинутых в порядке самовыдвижения.

Регистрация федерального списка кандидатов, а также кандидатов, выдвинутых политической партией по одномандатным избирательным округам, осуществляется без сбора подписей избирателей. Кандидатам, выдвинутым в порядке самовыдвижения, необходимо собрать не менее 0,5 процента подписей избирателей от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, а если в округе менее 100 тысяч избирателей – не менее 500 подписей.

В целях повышения гласности и открытости выборов в помещениях для голосования могут устанавливаться средства видеонаблюдения и трансляции изображения, что позволит вести непрерывную трансляцию в сети "Интернет" хода голосования и подсчета голосов избирателей на всей территории Российской Федерации. В разработке этих норм Общественная палата принимала активное участие.

По результатам выборов по федеральному избирательному округу к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, получившие 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Депутатские мандаты распределяются сначала между федеральными списками кандидатов, а затем внутри каждого списка в соответствии с методикой распределения депутатских мандатов, предусматривающей передачу мандатов спискам пропорционально полученному ими числу голосов избирателей.

Предлагаемая в законопроекте «смешанная» модель расширяет возможности представительства в Государственной Думе «новых» партий, а также общественных лидеров, не являющихся членами политических партий. Это, в свою очередь, позволяет реализовать потенциал ранее принятого Закона «О политических партиях», концепция которого была ранее поддержана Общественной палатой Российской Федерации. Представляется, что в результате предлагаемых мер будет упрочена взаимосвязь между депутатами Государственной Думы,  с одной стороны, и избирателями, с другой. Одновременно, предлагаемая модель позволяет повысить роль политических партий в общественно-политической системе нашей страны, что являлось важным приоритетом развития этой системы.

Предлагаемая модель является результатом обобщения опыта использования разнообразных избирательных моделей в течение почти двух десятилетий, анализа их положительных и отрицательных сторон.  Эта модель, как показывают результаты социологических исследований, получила поддержку  большинства населения, электората как парламентских, так и значимых внепарламентских партий. По существу в отношении предлагаемой модели сложился национальный консенсус.

Одним из вопросов, регулируемых в рассматриваемом законопроекте и вызвавших  дискуссию среди представителей «малых» партий, является вопрос о запрете избирательных блоков. Представляется, что в условиях наличия и продолжающегося создания большого числа новых партий важно создать стимул для консолидации и укрупнения   политических партий, в том числе за счет их слияния. Политические блоки, напротив, будут способствовать сохранению «броуновского» движения в партийной системе, дезориентировать избирателей.

Все эти соображения позволяют поддержать концепцию и основные положения предлагаемого проекта закона.

В то же время Общественная палата Российской Федерации считает целесообразным внести в него ряд дополнений и изменений:

1. Внести норму, в соответствии с которой политические партии, набравшие в ходе выборов от 3 до 4% голосов избирателей, получают одно депутатское место, а партии, набравшие от 4 до 5% голосов – два места.

2. Изменить имеющуюся в законопроекте норму в отношении  средств видеонаблюдения за ходом голосования и определить, что такие средства должны быть установлены на избирательном участке. Представляется целесообразным, чтобы финансирование такого видеонаблюдения осуществлялось за счет средств федерального бюджета.

3. Дополнить п.1.статьи 33 «Наблюдатели» нормой, предусматривающей включение в  число наблюдателей представителей Общественной палаты Российской Федерации, общественных палат субъектов Российской Федерации с правами, аналогичными правам наблюдателей от кандидатов и политических партий. Одновременно соответствующие изменения необходимо внести и в Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №  67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Внесение этой нормы позволит повысить надежность функционирования отечественной избирательной системы, защиту избирательных прав наших граждан.

Пресс-служба Общественной палаты Тверской области

Поиск

Архив новостей

  • 2019 (187)
  • 2018 (259)
  • 2017 (161)
  • 2016 (218)
  • 2015 (197)
  • 2014 (223)
  • 2013 (229)
  • 2012 (198)
  • 2011 (189)
  • 2010 (111)
  • 2009 (8)