Главная Новости Участие общества и власти в решении важнейших задач развития страны стало темой очередного пленарного заседания Общественной палаты России
Участие общества и власти в решении важнейших задач развития страны стало темой очередного пленарного заседания Общественной палаты России
15.04.2019

Год назад Президент России Владимир Путин подписал Указ №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Каковы итоги первого года, в чем состоит задача на день завтрашний?

Встреча экспертов, социально ответственных граждан, которым доверено представлять, формулировать и защищать непреложные народные интересы и ценности, состоялась в столице 8 – 9 апреля.

Член Общественной палаты РФ Нина Болгова о главных темах пленарного заседания палаты.

– Нина Петровна, на ваш взгляд, что реально изменилось к лучшему в жизни обычного гражданина за минувший год? Что призваны предпринять власти для стабильного развития всех сфер жизни?

– Именно этим вопросам и были посвящены выступления руководителей и представителей общественных палат. Но все же с особой остротой участники дискуссии обсуждали главный вопрос повестки дня – о роли и принципах общественного участия в экспертизе предлагаемых механизмов для достижения целей Указа Президента России. Согласимся, не все и далеко не всегда решает рубль, вложенный в идею. Если самодостаточное общество воспринимает тот или иной проект как неотложный и полезный здесь и сейчас, то и сила рубля множится. Достичь этого феномена возможно одним путем, давно известным в России: «Учти, что думает народ».

– Определение «прорывной проект», наверное, не случайно все явственнее звучит не только в речи президента.

– Действительно, общественное участие в разработке путей и механизмов прорывного экономического развития регионов — одна из знаковых тем пленарного заседания. Как искоренить такое явление, как «работающие бедные»? Как с пользой для всех сторон развить институты защиты трудовых прав граждан? Что надо сделать для рациональной организации госзакупок, чтобы выбор не диктовала только цена? За счет каких ресурсов можно обеспечить ускоренный темп жилищного строительства, избавившись от опасного ветхого жилья и аферистов в жилищной сфере? Что ни вопрос – больной и главный. Как их разрешить?

– На заседании секретарь ОП РФ привел пример с программой утилизации отходов. Назвать ее удачной вряд ли справедливо.

– Все предложения на эту тему, выработанные нашей палатой в августе прошлого года, приняты правительством почти полностью. Мы говорили, что необходимо создать профильную отрасль по переработке мусора и его цивилизованному хранению. Теперь создана компания, которая будет этим заниматься. Но это в первую очередь забота государства. Зачастую бывает так, что сначала принимается решение, а потом власти начинают убеждать людей, что это решение единственно правильное. Поддерживаю мнение большинства коллег, что нулевым чтениям должны предшествовать экспертные заключения. То есть моделировать ситуацию, готовить общественное мнение не после, а до принятия властных решений. Это показали пенсионная реформа, решения в сфере ЖКХ, другие проекты. Только подготовив почву, мы создаем основу выполнения программ. Участие в общественном контроле – прямая обязанность общественных палат, это вменено им по закону, и потому сегодня наблюдается много случаев, когда общественность не только контролирует, а принимает участие в реализации конкретных проектов. Один из примеров – разработка национальной программы развития Дальнего Востока. Создан совет, разработана карта проблем региона, определены стратегические показатели. Общественная палата РФ объявила этот проект приоритетным для выполнения.

– Действительно, точкой приложения сил должен быть конкретный населенный пункт, конкретный район, конкретный регион. По вашему мнению, какие механизмы участия граждан должны работать на уровне нацпроектов?

– Например, в федеральном проекте «Формирование комфортной городской среды» есть механизм учета мнений. В программе комплексного развития сельских территорий есть механизм инициативного проектирования, но сплошного, работающего механизма учета мнений пока нет. А ведь национальные проекты призваны объединять граждан для достижения общих целей.

– Сегодня Общественная палата взяла на себя роль коммуникатора в реализации жизненно важных проектов.

– Цель — наладить диалог между финансирующим нацпроекты федеральным центром и регионами, которым предстоит их реализовать. Общественная палата РФ совместно с региональными общественными палатами активно ведет работу по сбору предложений по реализации нацпроектов и федеральных программ на местах, по моделированию и оценке последствий предлагаемых решений. И в этом будет востребован высокий экспертный потенциал не только общественных организаций, но и научного сообщества, в том числе Университета Общественной палаты РФ.

– Нина Петровна, по данным сайта Правительства РФ, на выполнение нацпроектов запланированы триллионы рублей.

– Да, предстоит колоссальная, ответственная работа по достойному освоению этих средств. Без тотального контроля эффективности вложений, гласности и прозрачности расходов тут не обойтись. Задача – не столько в освоении, сколько в результативности вложения в конкретного человека на конкретной территории. Но определять эффективность вложений – это одна тема. Необходимы умные подходы, грамотные законы и поиск резервов для выполнения задач. Подобные практики становятся реальностью. Так, с введением долгожданной нормы запрета на возврат торговыми сетями продовольственных товаров, в том числе хлеба, только индустриальные хлебопекарные предприятия смогли задействовать собственные ресурсы на модернизацию оборудования. Нашему коллективу удалось запустить новую современную, экономичную и экологичную котельную. И таких примеров в стране немало.

– Нацпроекты по их масштабам сравнивают с пятилетками. А какие ближайшие планы у вас по работе в Общественной палате РФ, региональной Общественной палате, в Общественном совете Минсельхоза РФ, Российском союзе пекарей?

– Спектр нерешенных задач велик – от создания резервного фонда зерна в регионах до расширения линейки функциональных сортов хлеба, от наполнения полочного пространства в федеральных сетях качественной продукцией тверских производителей самого широкого ассортимента до гарантий продовольственной безопасности. Словом, работы хватит. Надеюсь, быть полезной.

 

КИРА КОЧЕТКОВА, Тверская жизнь Выпуск №26 от 11 апреля 2019 года

 

Пресс-служба Общественной палаты Тверской области. Тел. 34-78-59

Поиск

Архив новостей

  • 2019 (195)
  • 2018 (259)
  • 2017 (161)
  • 2016 (218)
  • 2015 (197)
  • 2014 (223)
  • 2013 (229)
  • 2012 (198)
  • 2011 (189)
  • 2010 (111)
  • 2009 (8)