Уроки без словесности |
14.11.2012 | ||
Общественная палата озабочена тем, что в современном образовании гуманитарный контекст замещается прагматическим, а уроки литературы вытесняются из школы. Свое видение проблемы представила член Общественной палаты, председатель комиссии по развитию институтов гражданского общества Тамара КАРЯКИНА. Совсем недавно в новостном телевизионном потоке увидела сюжет: вдова Александра Солженицына посетила в Ново-Огареве Президента России Владимира Путина и подарила ему прекрасное новое издание одного из сильнейших произведений своего великого супруга – романа «Архипелаг Гулаг». Около года назад президент предложил научно-педагогической и культурной общественности подумать вместе над перечнем примерно сотни художественных произведений, рекомендуемых к самостоятельному прочтению учащимися школ. Наталья Солженицына посетовала: в проекте, ныне обсуждаемом, этого романа нет. И вообще русской литературы в современной школе недопустимо мало в сетке уроков по существующим сегодня программам. Это правда – рабочая группа, сформированная по заказу Министерства науки и образования РФ на базе Санкт-Петербургского госуниверситета, вообще не включила фамилию Солженицын (по крайней мере, по состоянию на октябрь 2012 года) в перечень рекомендуемого. Фантасты братья Стругацкие есть. Оно бы и неплохо, но как раз фантастику чаще всего охотно поглощают сами дети, и без рекомендаций. Но вот, к примеру, Бориса Полевого и его «Повести о настоящем человеке» нет. Верно и другое в замечаниях вдовы: количество часов литературы в школе сократилось более чем вдвое. Кто-то из все-таки читающей нашей аудитории мне возразит словами Козьмы Пруткова о невозможности объять необъятное. Но в том, что все же можно объять, надо на данном историческом этапе выделять, очевидно, востребованные обществом предпочтения, формирующие и восстанавливающие то, что успели изуродовать агрессивное новое кино, телевидение, Интернет, – человеческую доброту, бескорыстие, самопожертвование, дружбу, верность, любовь к ближнему и Отечеству. Словом, я говорю о духовных идеалах в нашей далеко не идеальной обыденности. А их-то как раз лучше других умела воспитывать русская классическая литература. Факт, кстати, признанный мировым культурным сообществом! Мы же, озабоченные поиском национальной объединительной идеи, по сути ломимся в дверь, проем которой сузили сами, задвинув свою богатейшую литературу в дальний чулан… Реальность сия духовного свойства, но раньше других ее ощутили завзятые материалисты – производители и продавцы мебели. Они как раз заметили: современные молодые семьи почти перестали покупать книжные шкафы и полки. А вот продавцы букинистической литературы оказались в неготовности к обвальному предложению за копеечную цену семейных библиотек. Книги нередко просто выбрасываются в городские мусорные контейнеры. Период книжной инквизиции? Нет, я понимаю, в какое время живу – айпады, флэшки, просто электронные книжки могут вместить не одну домашнюю библиотеку, и в московском метро почти у каждого из пассажиров – наушники. Только вот что там звучит? Не того ли свойства окололитературный мусор, поставляемый средствами массовых коммуникаций? Тем более что нынешнее поколение умелых менеджеров, в том числе и определяющих сетку вещания радио и телевидения, выросло как раз на скукоженной немилосердными школьными рамками литературе. Они креативны, в меру циничны, они знают, на что падок плохо привитый к стволу культуры и духовности потребитель их продукта, и глушат нас, глушат ужастиками, чернухой, порно… Хомо сапиенс – читающий себя от этого бережет. Но, согласимся, такого вида человека становится все меньше. Пора книгу и ее читателя заносить в Красную книгу. Мне довелось принимать участие в одном из последних заседаний комиссии, занимающейся вопросами культуры и просвещения, в Общественной палате РФ. Посвящено оно было насущным проблемам преподавания литературы в школе. Солидные люди – члены Правительства РФ, Минкультуры и Минобразования, руководители ведущих вузов, ведущие специалисты в области литературы, писатели, педагоги – принимали в обсуждении взволнованное участие. Все сходились во мнении, что многие проблемы современного общества – озлобление людей, наркомания, ксенофобия, рост преступности, пессимизм и цинизм – спровоцированы в первую очередь утратой обществом нравственных ориентиров. Вы заметили? Чуть ли не главным определением, применительным к современному поколению, у нас стало слово «потребители». Сложилось из нации некое потребительское общество, у которого востребованы разного рода потребительские услуги. И среди них такая, как образование. И эту услугу оказывает школа. Применительно к литературе услуга оказывается медвежьей. Малоначитанный, малодуховный потребитель с самым высоким профессиональным образованием так же опасен для общества, как и малопрофессиональный врач, вооруженный скальпелем. Общественная палата озабочена тем, что в современном образовании гуманитарный (читай: человеческий) контекст замещается прагматическим, а уроки литературы вытесняются из школы. Как альтернатива создавшейся ситуации участниками слушаний была предложена идея об увеличении общего количества уроков в неделю с 37 до 42. Это позволило бы увеличить число часов литературного чтения. Кстати, согласный с таким подходом замминистра культуры РФ Андрей Бусыгин указал на замеченные им недостатки в проекте «Сто книг», рекомендованных для чтения Советом «Всероссийского педагогического собрания». По его мнению, в названный список необходимо внести произведения писателей национальных культур многонациональной нашей страны. А я бы еще предложила каждому региону продумать перечень литературных имен, которыми гордятся земляки. Нам, тверским, к примеру, не грех бы глубже других знать творчество и Полевого, и Крылова, и Салтыкова-Щедрина… Может быть, стоит нам подумать о создании профессионального сообщества преподавателей литературы? И привлечь в него словесников советского периода – с их опытом, методикой преподавания? Эксперты Общественной палаты предложили пойти дальше – опыт лучших учителей литературы, их живые уроки сделать мастер-классами для молодых словесников и транслировать в Интернете, на телевидении? Тамара КАРЯКИНА, член Общественной палаты, советник губернатора Тверской области |