Реализация реформы по обращению с твердыми коммунальными отходами невозможна без эффективного общественного контроля |
22.11.2019 | |
21 ноября прошло расширенное заседание Совета Общественной палаты Тверской области, посвященное организации общественного контроля за реализацией реформы по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тверской области. В обсуждении приняли участие члены Общественной палаты, представители органов государственной власти и местного самоуправления Тверской области, надзорных, контролирующих и правоохранительных органов, регионального оператора, члены общественных советов при органах государственной власти и органах местного самоуправления, профильных общественных организаций, молодежного правительства Тверской области. С основными докладами выступили: Лактионов Иван Алексеевич, начальник отдела правовой и организационно-кадровой работы Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области - с информацией о ходе внедрения новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Тверской области, Васильчук Юлия Владимировна, заместитель председателя Общественной палаты Тверской области - «Общественный контроль за реализацией реформы по обращению с твердыми коммунальными отходами, механизмы обратной связи с населением», Кириченко Ольга Леонидовна, руководитель рабочей группы Общественной палаты Тверской области по развитию городской среды ТОС, ЖКК, сферы услуг и потребительского рынка - «Реформа ТКО глазами населения Тверской области». Общественный мониторинг, проводимый Общественной палатой Тверской области, экспертами Общественной палаты Тверской области, некоммерческими экологическими организациями, анализ материалов в СМИ и социальных сетях свидетельствуют о том, что проблема обращения с отходами в Тверской области является острой, потенциально конфликтной. В целом ряде муниципальных образований Тверской области нарастает атмосфера социальной напряженности и недоверия населения к проектам в сфере обращения с отходами. Граждане отмечают, что не видят изменений в этой сфере к лучшему или отмечают ухудшение ситуации с вывозом и утилизацией отходов в местах своего проживания. При этом, по оценкам граждан, стоимость услуги неуклонно повышается. Сельские жители сообщают о многочисленных фактах начисления платы за не предоставленную услугу. Территориальная схема обращения с отходами не проходила публичного обсуждения, результаты экологической экспертизы до населения не доведены. В значительной мере нарастание напряжения вокруг ТКО связано с отсутствием или недостатком общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления, региональным оператором на официальных сайтах в форме открытых данных, а также с отсутствием информационной, разъяснительной работы с населением, управляющими компаниями, отсутствием предварительного публичного (общественного) обсуждения проектов по размещению объектов ТКО. В регионе сеть экологических общественных организаций незначительна и размещена неравномерно, волонтерская деятельность в сфере охраны природы, примеры гражданских инициатив, направленных на решение экологических проблем региона – единичны. Государственная поддержка социальных проектов, реализуемых региональными общественными организациями, действующими в сфере ЖКХ, оказания правозащитной поддержки гражданам, приостановлена с 2016 года. Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, природных ресурсов и экологии Тверской области не реализовывают грантовую поддержку таких организаций. Их число за этот период сократилось с пяти до двух. Институт общественных экологических инспекторов в регионе не создан. В регионе работают всего 5 общественных экологических инспекторов. Законодательство, регулирующее организацию общественного экологического контроля, в Тверской области отсутствует. У населения отсутствует культура раздельного сбора отходов, не созданы необходимые условия для сортировки ТКО. Слабое экологическое воспитание и просвещение граждан, отсутствие социальной рекламы также является сдерживающим фактором наведения порядка в этой сфере деятельности. Система обращения с отходами не является прозрачной, понятной и подконтрольной гражданам. Все это ведет к политизации существующих проблем, использованию механизмов расшатывания социального согласия, сдерживает устойчивое экологическое развитие региона. Участники заседания высказали консолидированное мнение, что организация эффективного общественного контроля и участие гражданского общества, СМИ в воспитании культуры сбора мусора и предотвращения образования стихийных свалок, загрязнения окружающей среды, комплексное экологическое воспитание и просвещение, начиная с детского сада и школы, учет мнения населения при реализации проектов ТКО являются непременным условием для изменения ситуации в сфере охраны окружающей среды и экологии в регионе. Общественная палата региона потребовала от органов власти, регионального оператора обеспечить открытость и прозрачность сферы обращения с ТКО, напомнила об обязанности решать вопросы размещения объектов ТКО и реализации проектов, воздействующих на экологию и природную сферу, с учетом мнения населения, заблаговременно информировать граждан об инвестиционных проектах. Решение Совета Общественной палаты Тверской области направлено в Правительство Тверской области с предложением оформить Поручения Губернатора Тверской области областным исполнительным органам и рекомендации органам местного самоуправления, СМИ с государственным и муниципальным участием с учетом принятого решения. Презентационные материалы заседания, решение Совета Общественной палаты Тверской области доступны по ссылке. |