Главная Новости Ни кнут и ни пряник
Ни кнут и ни пряник
01.11.2011

В октябре комиссия по развитию образования Общественной палаты РФ провела круглый стол «Метод «Школьная медиация» – наше будущее в нашем настоящем».

В работе круглого стола принял участие члены федеральной Общественной палаты (ОПРФ), члены Общественной палаты Тверской области, представители профессионального педагогического сообщества, психологи, юристы, практикующие медиаторы.

Заместитель председателя комиссии ОП РФ по развитию образования Любовь Духанина напомнила, что с 1 января 2011 года в РФ действует федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», который призван сыграть значимую роль в модернизации многих социальных институтов и способствовать развитию более конструктивных, гармоничных общественных отношений, в том числе и в образовательной сфере.

Медиация начала развиваться в мире со второй половины ХХ столетия и фактически стала мощным социокультурным движением, поскольку в обществе происходят кардинальные изменения, и новые социально-экономические условия требуют новых способов взаимодействия. В большинстве стран медиация находит применение, прежде всего, в правовой сфере, откуда она и начала развиваться. Кроме того, медиация находит применение для разрешения общественных и семейных споров.

Президент Центра медиации и права Цисана Шамликашвили рассказала присутствующим о том, что метод «Школьная медиация» (ШМ) – это системный подход, охватывающий все институты, задействованные в воспитании личности: семья – дошкольное учреждение – школа – высшая школа. ШМ является способом формирования благоприятной и безопасной среды для воспитания детей и подростков, одновременно создающей комфортные условия для всех участников образовательного процесса (учителя, организаторы, родители, учащиеся). Данный метод помогает формировать культуру позитивного взаимодействия и умение конструктивно реагировать на стрессовые, конфликтные жизненные ситуации.

В основе метода ШМ лежит идея привлечения к урегулированию конфликта нейтрального и беспристрастного человека извне – медиатора (посредника). Благодаря этому метод ШМ позволяет, не противопоставляя интересы участников образовательного процесса, реализовать их потребности на основе взаимоуважения, сотрудничества и партнёрских отношений, что станет оптимальной средой для развития личности.

Ученикам метод ШМ может дать осознание себя как личности через признание и принятие окружающих, уверенность в себе, веру в свои силы, умение достигать желаемого ненасильственными способами, понимание собственной значимости как личности.

Родителей Школьная медиация учит помогать детям в трудные, критические возрастные периоды, а также правильно выстраивать партнёрские отношения с теми, кто принимает участие в воспитании детей. Очень важно, чтобы родители понимали, что представители образовательного учреждения находятся по одну сторону барьера.

Как объяснила Марина Хазанова, научный консультант, тренер-медиатор Центра медиации и права, метод Школьной медиации – это инструмент для улучшения взаимодействия между образовательными институтами и семьей ребенка, что является одной из важнейших задач в рамках работы по модернизации школьного образования в Российской Федерации.

Медиация является важным элементом гражданского общества, ведь конфликт здесь урегулируется не с помощью решения сверху, а благодаря совместным усилиям участвующих в споре сторон.

Во время обсуждения были заданы вопросы о том, как и где будут готовить медиаторов, не будет ли работа медиатора дублировать деятельность социального работника и психолога в школе. Разработчики проекта дали подробные ответы, подарили литературу, которая не только дает подробную характеристику обсуждаемому методу, но и предлагает решение наиболее часто встречающихся ситуаций.

В резолюции по итогам круглого стола был сделан вывод о необходимости всестороннего содействия интеграции метода «Школьная медиация» в сферу семейных отношений, образовательную сферу и общественную жизнь в целом.

 

Светлана ЗВЕРЕВА,
член Общественной палаты Тверской области

Поиск

Архив новостей

  • 2024 (184)
  • 2023 (226)
  • 2022 (247)
  • 2021 (158)
  • 2020 (187)
  • 2019 (203)
  • 2018 (259)
  • 2017 (161)
  • 2016 (218)
  • 2015 (197)
  • 2014 (223)
  • 2013 (229)
  • 2012 (198)
  • 2011 (189)
  • 2010 (111)
  • 2009 (8)
  • 1999 (1)