Главная Гуманитарный проект "Тверская родословная" Герои Советского Союза на тверской земле Асманов Александр Владимирович
Асманов Александр Владимирович

Асманов Александр Владимирович

90 лет

07 января 2014

7.01.1924, д. Новое Чамзино Большеигнатовского р-на Мордовии — 22.10.1943, с. Ходоров Мироновского р-на Киевской обл., Украина, жил в д. Некрасово Рамешковского р-на.

Младший сержант, командир зенитного орудия, Герой Советского Союза (24.12.1943).

Подвиг зенитного расчёта младшего сержанта Асманова не остался незамеченным в гуле огромной битвы за Днепр осенью 1943 года. Как известно, за форсирование Днепра 2438 воинам было присвоено звание Героя Советского Союза, что больше, чем суммарное количество награждённых за всю историю этого звания с 1934 года.

Все восемь зенитчиков расчёта Александра Асманова стали Героями, и такого история Великой Отечественной больше не знает.

Освобождая от немцев Левобережную Украину, 40-я армия генерал-полковника Москаленко вечером 23 сентября вышла к Днепру. Уже к утру подразделения двух стрелковых дивизий с ходу переправились на западный берег и заняли селения Луковица и Великий Букрин на самом юге Киевской области. Так была заложена основа  Букринского плацдарма, который должен был стать после его расширения исходным для стратегического наступления на Киев.

Для защиты наших войск от атак вражеской авиации требовалось срочно переправить на правый берег Днепра максимум средств зенитной артиллерии и оборудовать для них боевые позиции. Эту задачу и решала 9-я зенитно-артиллерийская дивизия Воронежского фронта. 28 сентября 4-я батарея лейтенанта Аксёнова из состава 981-го зенитно-артиллерийского полка получила приказ на форсирование, и ночью расчёт младшего сержанта Александра Асманова первым переправился со своим орудием через Днепр на буксируемом катером спаренном пароме. Противник вёл огонь по десанту, но в этот раз беда миновала, и расчёт занял огневую позицию у деревни Зарубенцы. В течение дня переправились остальные пушки 4-й батареи, а затем и весь 981-й полк.

Немцы прекрасно понимали, что ликвидировать наш плацдарм следовало максимально быстро, пока не переправились и не закрепились на правобережье значительные массы советских войск и боевой техники. И 29 сентября стало «моментом истины» и для нас, и для врага. Существенную роль должна была сыграть немецкая бомбардировочная авиация. Действительно, «юнкерсы» атаковали наши позиции под прикрытием «мессершмиттов», а вслед за этим пошли лавиной и наземные войска. Наши зенитчики занялись привычным делом, поставив плотную огневую завесу. Расчёт Асманова сбил в этом бою «мессершмитт», а ещё два самолёта уничтожили другие орудия 4-й батареи и пулемётчики. На первом этапе сражения позиции удалось отстоять.

Две недели шли изматывающие бои, на правый берег переправлялись всё новые и новые подразделения, части и даже соединения нашей 40-й армии. Силы для наступления с целью расширения плацдарма были собраны достаточные, и 12 октября оно началось, не затихая ни на день.

21 октября, выполняя приказ командира полка майора Голышева, 4-я батарея подтянулась к переднему краю и оборудовала огневые позиции на окраине села Ходоров. На рассвете следующего дня гитлеровцы обрушили огонь артиллерии и миномётов на наши боевые порядки. В воздухе зависла «рама» — самолёт-корректировщик, передававший в пункт управления боем данные о нашем переднем крае и расположении частей. Как результат — через короткое время к позициям советских войск приблизилась группа из 27 вражеских пикирующих бомбардировщиков Ju-87.

Расчёт Асланова и соседние орудия, несмотря на сильнейший вражеский артобстрел, открыли заградительный огонь. Немецкая воздушная армада сумела прорваться сквозь него и разделилась на несколько групп, каждая из которых избрала соответствующую цель, указанную самолётом-корректировщиком.

Орудие Асманова сбило один «юнкерс», и огневое давление немцев с воздуха и бомбёжка на этом участке ослабло. Казалось, бой завершается, тем более что часть немецких самолётов уже отвернула на свой аэродром базирования. Вдруг пара «юнкерсов» резко спикировала на позицию 4-й батареи, и одна из бомб попала непосредственно в орудийный окоп расчёта Асманова, ведшего заградительный огонь до последней секунды. Все зенитчики погибли.

24 декабря 1943 года командир орудия младший сержант Александр Владимирович Асманов и все семеро орудийных номеров его расчёта были посмертно удостоены звания Героя Советского Союза. Представление к званию подписали командующий 1-м Украинским фронтом генерал армии Ватутин и член Военного совета генерал-лейтенант Хрущёв.

Назовём имена всех бойцов, а затем обратимся к короткой жизни их командира. Ефрейтор Пётр Жулябин родился в 1905 году в Пензенской области. Его ровесник Павел Лаврентьев родом из-под Владимира. Ефрейтор Василий Темчук, чьи глазомер и сноровка позволили сбить последний «юнкерс», — белорус, родился в 1920 году в Могилёвской области. Рядовой Михаил Бондаренко, белгородец, был самым старшим по возрасту в расчёте: родился в 1901 году. Рядовой Иван Сорокин, 1915 года рождения, — из Перемышльского района Калужской области. Двое — кировчанин ефрейтор Аркадий Гребенёв и удмурт Иван Степанов — родились в 1924 году, оба были на несколько месяцев моложе своего юного командира.

Сам же Александр Владимирович Асламов родился 7 января 1924 года в Мордовии, по паспорту русский, но про его родное селение Новое Чамзино в этнографической литературе написано: «эрзянская деревня». А эрзя и мокша — это два субэтноса мордвы.

В 1930-х годах семья Асламовых переехала в Солнечногорский район Московской области, в совхоз «Светлые Горы». Саша окончил Юрловскую сельскую школу, получив начальное образование, затем работал в местном совхозе. Жил он в соседней деревне Коростово, относившейся уже к Красногорскому району.

Когда началась война, ему было всего семнадцать лет. Немцы подошли осенью к Москве, и Асламовы стали беженцами. Уходя от линии фронта, они оказались в нынешнем Рамешковском районе Тверской области. Около года Александр жил и работал в нашей области. И вот здесь мне пришлось распутывать один небольшой, но тугой узелок. Всюду — во всех справочниках, энциклопедиях и очерках — написано, что Александр Асламов был призван в Красную Армию 8 августа 1942 года Рамешковским райвоенкоматом. Всюду — кроме одного документа, ошибки в котором почти исключены: представления его к званию Героя Советского Союза. В графе «Каким военкоматом призван» пишущая машинка отбила: «ТЕБЛЕШСКИМ». Вот тебе и раз! Село Теблеши находится в Бежецком районе и никогда не было районным центром…

Масла в огонь подлил и известный краевед Алексей Серов, написавший в огромном томе своих очерков о деревнях Рамешковского района, что Асламов родился (?!) в деревне Некрасово, которая расположена в трёх километрах от Рамешек. Алексей Егорович — полковник КГБ, имел доступ в самые закрытые фонды, и почти всегда ему удавалось добраться до истины. Но в данном случае он явно ошибся с местом рождения (Асламов из Мордовии). Может быть, Рамешковский район и райвоенкомат и деревня Некрасово — тоже нечто приблизительное, кочующая общая ошибка?..

Удалось выяснить, что Теблешский район действительно существовал в Калининской области в 1935—1956 годах, но его административным центром были не Теблеши, а село Киверичи в нынешнем Рамешковском районе. Первоначально райцентр планировался в Теблешах, но по причине малочисленности тамошнего населения центром района стали Киверичи, а район именовался Теблешским. Значит, мог Асламов призываться Теблешским райвоенкоматом! А как же быть с деревней Некрасово возле Рамешек, являющейся ныне центром одноимённого сельского поселения? Неужели тупик?

Поиски продолжались, и на карте обнаружилась ещё одна деревня Некрасово — близ Киверичей. Так вот в каком Некрасове Теблешского района жила в 1941—1942 годах семья Асламовых! И уходил Александр на войну из райвоенкомата, находившегося в селе Киверичи. Дарю это маленькое открытие рамешковским краеведам. По крайней мере, теперь понятно, где можно укрепить мемориальную доску. Интересно, что оба названия «Некрасово» — недавние. Рамешковское Некрасово прежде именовалось Разбойница, а киверичское — Носилово, оба названия по причине «неблагозвучия» поменяли, назвав селения в честь великого русского поэта.

Александр, видимо, вскоре после призыва несколько месяцев проходил учёбу на артиллерийских курсах, став младшим сержантом и командиром зенитного орудия с расчётом из семи бойцов. Причём пятеро из них были старше своего юного командира, в том числе трое годились по возрасту в отцы. Из наградного листа видно, что в действующей армии Александр Асламов с 20 января 1943 года. Вместе с 981-м зенитно-артиллерийским полком он участвовал в Курской битве, был награждён орденом Красной Звезды за три сбитых вражеских самолёта, дошагал до Днепра и совершил там вместе со своим расчётом бессмертный подвиг.

В 1960-х годах в дом Асмановых под Солнечногорском пришло письмо от  Председателя Президиума Верховного Совета СССР Леонида Ильича Брежнева. Он писал: «Уважаемая Анастасия Егоровна! По сообщению военного командования, Ваш сын младший сержант Асманов Александр Владимирович в боях за Советскую Родину погиб смертью храбрых… Посылаю Вам Грамоту Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Вашему сыну звания Героя Советского Союза для хранения как память о сыне, подвиг которого никогда не забудется нашим народом». Только тогда мать Героя узнала, где погиб и похоронен её девятнадцатилетний сын. Начиная с 1966 года, лучшие учащиеся Юрловской школы Солнечногорского района в течение ряда лет сопровождали Анастасию Егоровну Асманову в поездках на могилу сына в село Ходоров Киевской области. В школе висела картина художника Хрычина «Последний бой Асманова», и ежегодно 22 октября отмечался день памяти лександра Асманова. Сейчас на месте Юрловской школы находится клиника с не вполне русским названием «Гипоския медикал». Зато по соседству, в деревне Коростово совхоза «Светлые Горы», где жили Асмановы, установлен прекрасный обелиск в честь Героя. У села Ходорова на Украине также воздвигнут памятник, на котором высечены имена восьми героев-зенитчиков, стоявших здесь насмерть.