Главная Публикации по тверской биографике Забытый классик
Забытый классик
Александр Иванович Эртель

Было бы интересно издать в максимально полном объеме антологию произведений, написанных в разное время на тверской земле. Пока что это сделано только для средневековой литературы: Владимир Исаков вернул нам в своих переводах с древнерусского летописи и жития, повести и сказания, наставления и послания, слова и молитвы…

Природа и культурная ситуация тверской земли вдохновляли в XIX–XX веках прозаиков и поэтов, большинство из которых были в этих местах гостями. Мы неплохо знаем, что написали здесь Пушкин и Салтыков-Щедрин, Лев Толстой и Чехов, Ахматова и Гумилев. Менее известно читательской аудитории, что тверской адрес имеют, скажем, «Утро туманное, утро седое…» Тургенева, роман Андрея Белого «Петербург», первый сборник стихов Ходасевича «Молодость», булгаковская пьеса «Адам и Ева», сурковская «Землянка», «Лесная газета» Виталия Бианки…

В ряду классических, но основательно забытых произведений, написанных на тверской земле, стоит и знаменитый когда-то роман Александра Эртеля «Гарденины, их дворня, приверженцы и враги». Сейчас имя автора вспомнят немногие, а в 1908 году, после его кончины, чрезвычайно скупой на похвалы Лев Толстой (отказавший в таланте даже Шекспиру) писал: «Неподражаемое, не встречаемое нигде достоинство этого романа «Гарденины» – это удивительный по верности, красоте, разнообразию и силе народный язык. Такого языка не найдешь ни у новых, ни у старых писателей». Чехов по прочтении «Гардениных» предложил избрать Эртеля в почетные академики. Демократическую направленность романа не обошли вниманием советские писатели: по словам Александра Фадеева, в этом произведении почти «вся пореформенная Россия дана в разрезе».

Что же это за загадочный писатель и какое отношение имеет он к тверской земле? В июле исполнилось 155 лет со дня рождения Александра Ивановича Эртеля, и мы воспользуемся этой датой, чтобы вспомнить о его незаурядном таланте и личности.

Он родился в селе Ксизово Воронежской губернии, происходил из семьи обрусевших немцев (дед пришел с армией Наполеона в Россию, попал в плен, стал управляющим в одном из имений, отец унаследовал эту должность). Недостатки сугубо домашнего воспитания и обучения мальчика компенсировались его поразительной тягой к чтению и близким соприкосновением с крестьянским миром. Позднее в одном из писем Эртель подробно проанализировал свое развитие, подчеркнув: «Для меня книги были и низшим, и средним, и высшим учебным заведением, потому что ни в том, ни в другом, ни в третьем я не был».

18-летним юношей Александр получил самостоятельную должность у крупного тамбовского землевладельца, прослужил у него около 6 лет и перебрался в Петербург.

В Северной столице начинающий литератор заведовал общественной библиотекой писателя П.В. Засодимского на углу Невского и Литейного проспектов. Библиотека эта оказалась своеобразной штаб-квартирой «землевольцев» и литераторов-демократов. Здесь Эртель познакомился с переводчиком «Капитала» Германом Лопатиным, сблизился с писателями Гаршиным, Златовратским и другими. В 1884 году он был арестован, 4 месяца просидел в Петропавловской крепости (лишь тяжелая болезнь «спасла» его от более серьезных репрессий) и административным порядком выслан в Тверь, где прожил до 1889 года. Вернувшись после ссылки в Воронежскую губернию, взял в аренду небольшое имение. В 1891 году, во время голода в Центральной России, Эртель помогал голодающим, истратив на это все свое состояние. С 1896 года он занял должность управляющего в одном тамбовском имении, а через два года полностью отошел от литературы, озадачив всех — от Чехова до Бунина. Дело было, видимо, не только в болезни, но и в заниженной творческой самооценке.

Такова общая канва непростой биографии, но есть еще и биография литературная. Она началась в 1879 году с очерка «Два помещика», привлекшего внимание критики и публики. Затем последовал обширный ряд очерков и рассказов под общим заглавием «Записки Степняка» в журналах «Вестник Европы», «Русское богатство», «Дело» и других изданиях. Книга очерков и рассказов «Записки Степняка» (1883) принесла Эртелю большую славу писателя-реалиста. Основными героями этих произведений были разоряющийся крестьянин и набирающий силу кулак, холодный делец-буржуа и мятущийся интеллигент-разночинец. Но главная привлекательность рассказов Эртеля была, конечно, не в некоей «прогрессивной направленности», а в таланте автора, в его поразительном мастерстве владения родным языком для создания запоминающихся характеров.

Не оставили читателя равнодушным и вышедшие вслед за тем повести «Волхонская барышня» (1883), «Пятихины дети» (1884), «Минеральные воды» (1886), «Две пары» (1887), «Карьера Струкова» (1895), драма «Бабий бунт» (1884), роман «Смена» (1891). Ученик Тургенева и Глеба Успенского, Эртель не остался в рабской зависимости от их стилистики, создав свой художественный мир и найдя свои краски и оттенки в русском языке. О повести «Две пары» критик журнала «Русское богатство» Л. Оболенский заметил сразу после ее выхода в 1887 году:

«...все произведение может быть поставлено рядом с лучшими выдающимися произведениями нашей литературы».

В «Русской мысли» был напечатан его большой роман «Гарденины, их дворня, приверженцы и враги» (1889, отдельное издание – 1890), и вполне известный к тому времени автор стал знаменитым на всю Россию. Н.Е. Каронин-Петропавловский сразу же по выходе «Гардениных» написал, что «это произведение, каких давно уже у нас не было». «Весь замысел романа в том и состоит, – писал Эртель в 1888 году, – чтобы показать подводное течение новых мыслей и новых понятий, воспрянувших и забродивших в нашей глуши после великой реформы (разумею освобождение крестьян), мыслей и понятий хороших и дурных». Не будем пересказывать сюжет романа, а предоставим читателям, поверившим вкусу автора этих строк (совпадающему в отношении Эртеля со вкусами Толстого, Чехова, Горького и Бунина), возможность насладиться его текстом, открыть для себя еще один пласт русской классики. Роман переиздавался, хотя и редко, а теперь его текст без затруднений можно скачать с множества литературных сайтов.

Основная часть текста романа «Гарденины» написана в Твери в 1884–1888 годах, а заканчивал его автор уже на родине, в Воронежской губернии.

Несмотря на полицейский надзор и прочие неприятности, Александр Иванович вспоминал Тверь тепло. Здесь он нашел новых друзей (среди них – Н.Н. Ге, сын известного художника; поэт, автор песни «Замучен тяжёлой неволей» Г.А. Мачтет и другие), познакомился со Львом Толстым и переписывался с ним, обрел семейное счастье, улучшилось его здоровье. Исследователи отмечают, что он прошел на тверской земле социально-философскую школу в общении с Павлом Александровичем Бакуниным.

Годы, проведенные в Твери, были плодотворными для Эртеля как писателя. Он пишет серию очерков «Из деревни», повести «Две пары», «Жадный мужик», работает над своим главным произведением — романом «Гарденины, их дворня, приверженцы и враги». У Эртеля были возможности поездить по Тверской губернии, и губернатор А.Н. Сомов (между прочим, земляк Эртеля) позволял ему это делать, несмотря на статус ссыльного.

В тверской период, как и в другие времена своей жизни, Эртель не придерживался всецело какой-либо идейной программы, а заметно расширил основу своих взглядов, испытав заметное тяготение к проблемам религиозного и морально-этического характера.

Писатель всегда был очень требователен к себе. В письме к дочери Наталии в 1903 году он скромно оценивает свой талант в сравнении с Достоевским, Толстым, Тургеневым, Чеховым и замечает: «...свойство и характер моего писательского дарования всегда были «антицензурны», т.е. меня всегда влекло к общественным и политическим темам, а не психологическим, в России же при настоящих и давнишних цензурных условиях этого касаться можно с такою преувеличенной осторожностью, что получается какая-то слабая дребедень...»

Умер А.И. Эртель 7 февраля 1908 года в Москве от разрыва сердца. Похоронили его рядом с могилой Чехова на Новодевичьем кладбище.

«Эртель, кажется, решительно никому не угодил», – писал критик Н.К. Михайловский. Не угодил ни народникам, ни «толстовцам», ни представителям иных учений. Не надо пытаться втиснуть его творчество в какие-то социологические схемы. Попробуем просто прочитать талантливую прозу Александра Ивановича Эртеля, чтобы еще глубже понять Россию и русские характеры.

 

Вячеслав Воробьёв,
профессор Государственной академии славянской культуры