Главная Публикации по тверской биографике Креститель лопарей-язычников
Креститель лопарей-язычников

Преподобный
Трифон Печенгский

География миссионерской, апостольской деятельности тверитян не менее поразительна, чем участие наших земляков в кругосветных плаваниях и открытии далеких земель в Мировом океане.

Посудите сами. Архиепископ Николай, уроженец нынешнего Оленинского района, канонизирован Русской Православной Церковью как равноапостольный Николай Японский, креститель Японии. Архимандрит Аввакум (Дмитрий Честной), сын священника села Бабино Старицкого уезда, много лет возглавлял православную духовную миссию в Пекине и входит в число троих самых великих русских китаистов. Епископ Алеутский и Северо-Американский Тихон, будущий Патриарх Московский и всея Руси и святитель, торопчанин по рождению, много сделал для обращения в православную веру эскимосов, алеутов и других коренных жителей северо-запада Америки. Святитель Гурий, выходец из Селижаровского Троицкого монастыря, стал первым епископом Казанским после присоединения Казанского царства к России в эпоху Ивана Грозного, положив начало крещению поволжских татар.

Еще одно имя в этом ряду — преподобный Трифон Печенгский, «северный апостол», как его нередко именуют в богословской и светской литературе. Велики и необыкновенны его заслуги в продвижении православия до берегов Северного Ледовитого океана на Кольском полуострове и в Лапландии.

Достоверно известно, что преподобный Трифон (в миру — Митрофан) родился в 1485 году и был сыном священника Крестовоздвиженского храма в Торжке. Из его жития можно узнать, что с юных лет мальчик предавался постническим трудам, был кроток и милостив. Однажды в лесу во время молитвы он услышал голос: «Я, милующий вас, вспомнил о тебе. Не здесь твое место — ступай в землю пустынную, жаждущую, где не ходил еще никто и не обитал ни один человек». Повинуясь небесному призванию, юноша Митрофан решил идти с проповедью о Христе на впадающую в Ледовитый океан реку Печенгу, к язычникам-лопарям, о жизни которых он знал из рассказов новгородских рыбопромышленников, нередко торговавших в Торжке.

Крестовоздвиженский храм в Торжке

Русские в ту пору бывали на Печенге нечасто, лишь для промысла рыбы и зверя. Придя к лопарям, преподобный изучил их язык, обычаи, верования и стал проповедовать им веру Христову. Он преодолел много трудностей, перенес гонения и побои, но не отступил от апостольского служения. После долгих трудов и скорбей проповедника значительное число лопарей, живших у Печенги, уверовали в Христа.

В первые 20 лет Митрофан не крестил новообращенных, поскольку не был священником. Но впоследствии он приехал в Новгород к архиепископу Макарию для получения грамоты на построение церкви и определения к ней священнослужителя. И в северном краю началось строительство первого православного храма, завершившееся в 1532 году. Три года храм стоял без освящения, но преподобный нашел в еще малолюдной тогда Коле иеромонаха Илию и убедил его идти с ним на Печенгу. Тот освятил храм, крестил обученных вере лопарей и постриг в монашество самого проповедника с именем Трифона. Так в 1535 году положено было основание монастыря во имя Святой Троицы, самого северного  в православном мире и по сей день. Преподобный Трифон не хотел быть игуменом и назначил настоятелем новой обители инока Гурия.

В 1556 году Трифон ходил в Москву и возвратился в обитель с богатыми царскими дарами: он получил церковную утварь и колокола, принес грамоту царя Иоанна Грозного на владение окрестными землями и водами. Царевич Федор Иоаннович даже подарил ему свои царские одежды с наказом перешить их в церковные.

Житие содержит немало примеров духовных подвигов Трифона. Однажды он купил в Коле ручные жернова и нес их на плечах до самой Печенгской обители, сказав ученикам: «Лучше мне повесить на шею мельничный камень, чем смущать братию своею праздностью». В течение восьми лет подряд, когда земли на Печенге страдали от морозов и неурожаев, преподобный ходил с несколькими иноками в новгородские земли, просил подаяния и отправлял собранное в монастырь.

Трифон прожил на Печенге около 60 лет, преставился 15 декабря 1583 года (в этот день празднуется память ему) и погребен близ Успенского храма. По преданию, просветитель лопарей был небольшого роста, крепок, несколько сгорблен, с длинной седой бородой. Таким он и изображается на иконах. Преподобному Трифону молятся путешествующие по суше и по воде, получая сбережение от опасности.

Святой предрекал перед своей кончиной, что монастырь и его обитатели подвергнутся нападению врагов и претерпят тяжкие лишения. Действительно, в  1590 году на самый праздник Рождества Христова на монастырь напали шведы. Они убили игумена Гурия и с ним 51 инока и 65 мирян; сам монастырь был сожжен и разорен до основания. Житие свидетельствует, что «безбожные убийцы не избегли праведного суда Божия. На обратном пути они заблудились и почти все погибли от голода».

Царь Федор Иоаннович повелел вновь отстроить обитель, но в целях ее безопасности уже в Кольском остроге. На месте разрушенного монастыря воздвигли церковь во имя преподобного Трифона, «страны северныя просветителя, Печенгского чудотворца», а над могилой святого — храм в честь Сретения Господня.

Но беды не оставили обитель, и в 1619 году она сгорела. Повелением царя Михаила Федоровича монастырь был построен вновь — за рекой Колой, где Печенга впадает в Ледовитый океан, и назван Кольско-Печенгским. Здесь и покоились мощи преподобного Трифона. В 1764 году, при проведении церковной реформы, монастырь был упразднен, но в 1886 году решением Синода восстановлен «для распространения и утверждения истинной веры Христовой в отдаленной окраине нашего отечества».

Великий русский историк С.М. Соловьев не обошел вниманием в своей «Истории России с древнейших времен» деятельность преподобного Трифона: «Русские иноки отправлялись в разные стороны на север и восток, преодолевая на пути величайшие трудности, терпя голод, подвергая опасности жизнь — все это с одною целью распространить христианство... Пустынник Феодорит крестил кольских лопарей; Трифон распространял христианство у лопарей, живших на реке Печенге».

При советской власти обитель сохранялась как действующая до 30 января 1984 года, когда в возрасте 110 лет скончался последний из печенгских монахов отец Акакий. В 1997 году началось возрождение монастыря, но 1 декабря 2007 года  из-за небрежности при проведении ремонтных работ он выгорел дотла. Соборный храм Рождества Христова был исключен из перечня памятников истории и культуры Мурманской области ввиду его физического уничтожения.

После всех войн и последнего пожара у Трифоновской обители осталось только два храма: Борисоглебский (на самой границе с Норвегией, доступен для верующих только два раза в год) и новая маленькая церковь в поселке Печенга. Но братия и прихожане прикипели душой и сердцем к обители преподобного Трифона, монахи живут в палатках, питаются в воинской столовой. А недавно руководство Мурманской и Мончегорской епархии приняло решение перенести монастырь в соседний поселок Луостари. Самая северная в мире православная обитель будет построена заново на месте Успенской пустоши, где любил жить преподобный Трифон и где находится его могила. Проект полностью разработан и производит сильное впечатление. В Мурманске, на Кооперативной сопке, под наблюдением настоятеля отца Геронтия полным ходом идет строительство монастырского подворья — поразительной красоты деревянного комплекса. Возводится надвратная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, построены четыре келейных корпуса, гостиница для паломников,  проведены дороги. Храмы, часовни, хозяйственные постройки обнесены высокой бревенчатой стеной со сторожевыми башнями, купола храмов сделаны без единого гвоздя.

Мурманчане все чаще стремятся побывать на родине самого почитаемого святого Кольского полуострова — в тверском городе Торжке. Уже не одна паломническая группа с севера побывала здесь. Всерьез прорабатывается вопрос об установлении побратимских отношений Мурманска и Торжка. Да вот беда: Крестовоздвиженский храм в Торжке, откуда начал свой подвижнический путь сын местного настоятеля отрок Митрофан, ставший святым Трифоном Печенгским, пребывает в запустении. Надеемся, что через недолгое время в нем все же возобновится приходская жизнь. В этом заинтересованы не только новоторы, но и жители северных земель России.

 

Вячеслав Воробьёв,
профессор Государственной академии славянской культуры