Главная Новости Владимир Левицкий: взгляд на экономику региона
Владимир Левицкий: взгляд на экономику региона
24.06.2015



Фото: пресс-служба Общественной палаты Тверской области

В конце мая в России отмечался День российского предпринимательства. В Твери прошла приуроченная к этому событию Международная конференция «Малый и средний бизнес: возможности и перспективы международного сотрудничества».

О результатах работы конференции, о состоянии бизнеса в стране и в Тверском регионе в частности рассказал член Общественной палаты Тверской области Владимир Левицкий.

— Владимир Андреевич, на Ваш взгляд, стоит ли на поддержке бизнеса акцентировать столь много внимания, ведь тот, кто занимается бизнесом, и так получит свое вознаграждение?

— Вроде все так, но не совсем. Жизнь постоянно вносит коррективы в наши планы, а бизнес как барометр на события чутко реагирует. День российского предпринимательства возник недавно, но его статус показывает, насколько большое значение имеет предпринимательство для российской экономики. Это, прежде всего, создание рабочих мест, выплата заработной платы, сбор налогов. И насколько «живо» будет наше предпринимательство, настолько богаче будет жить и процветать наш народ. В Тверской области более 40% жителей работают на предприятиях, созданных малым и средним бизнесом.

Исторически сложилось так, что предприниматели сыграли огромную роль в развитии российской культуры – купцы и промышленники Елисеевы и Строгановы, заводчики Демидовы, фабрикант Морозов – список можно продолжать бесконечно. Стоит отметить, что Альфред Нобель смог основать свой знаменитый фонд, так же будучи российским предпринимателем.

— А есть ли различия в предпринимательстве нашего времени и 100-летней давности?

— Принципиальных отличий нет. И тогда и сегодня находятся люди, желающие самостоятельно выстроить деловые отношения в нашем обществе. И так же для одних, прежде всего, важен заработок, для других – осознание своего вклада в развитие нашего общества.

Малому и среднему бизнесу государство гарантирует сейчас поддержку. Принимаются законы по поддержке бизнеса, предоставляются льготы по налогам. Но каковы наши реалии? Не произойдет ли так, что одной рукой государство оказывает помощь, другой же – отнимает. Подобных примеров немало. Конечно, еще над многими вопросами нужно поработать в этом направлении. Проблемы решаются, но возникают новые. Об этом мы и говорим.

Все более очевидно, что в ближайшее время государству предстоит сделать выбор в пользу прозрачной, понятной и структурированной модели социально-экономического развития. И, несомненно, это должна быть своя разработка с опорой на исторически сложившиеся региональные особенности ведения бизнеса и народного хозяйства. В этом неоценимую помощь могут оказать Общественные палаты регионов.

— Хорошо, но ведь существует немало федеральных и региональных программ поддержки бизнеса, ведь так?

— Несомненно. Среди новых мер поддержки Губернатор в одном из своих выступлений назвал увеличение до 3-х лет срока предоставления микрозаймов региональным Фондом содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства; повышение с этого года размера субсидии для молодых предпринимателей на создание собственного дела до 500 тыс. рублей; введение новых видов субсидий, например, на приобретение или модернизацию производственного оборудования. Одной из подобных программ, к примеру, является Фонд содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Тверской области, услугами которого уже воспользовались множество бизнесменов. Предполагаются субсидии инвесторам индустриальных парков на возмещение части затрат на строительство и реконструкцию объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.

Должен работать принцип «одного окна», когда предприниматель не бегает по кабинетам и инстанциям, а подает документы согласно единого регламента, перечня и ему только лишь сообщают дату, когда можно забрать готовые документы и приступать к работе. С учетом этого необходимо выстраивать региональную или муниципальную модель управления – подбор компетентной команды, механизмы контроля их деятельности и все остальное.

Или вот по поводу облегчения ведения отчетности ИП – ФНС России запустила в промышленную эксплуатацию электронный сервис «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя». Сервис позволит избежать бюрократических проволочек и сделает процедуру уплаты налогов простой и доступной для индивидуальных предпринимателей.

Необходимо так же вести живой конструктивный диалог с ресурсоснабжающими организациями. Во многом от взаимного непонимания, бизнесу Верхневолжья трудно конкурировать со своей продукцией на рынке с соседними регионами. К примеру, Тверская область – энергогенерирующий регион, тем не менее, тарифы на электроэнергию у нас практически самые высокие в ЦФО. И, увы, одних властных полномочий Губернатора тут не хватит.

Существенным подспорьем для всех стало бы создание эффективно функционирующего информационного интернет-портала Тверского региона, где в наглядной, актуальной и легкодоступной форме любой гражданин, бизнесмен или инвестор смог бы получить необходимую информацию по транспорту, инфраструктуре, туризму, инвестиционным площадкам, районным администрациям, службам и пр. Это смогло бы повысить эффективность работы и взаимодействия органов власти и бизнеса, наладить контроль их работы со стороны Губернатора, который своим авторитетом и данной властью нередко лично вынужден решать те проблемы, компетенция которых лежит на местных административных органах.

На сегодняшний же день каждое министерство и ведомство региона имеет собственный информационный ресурс/сайт, информация в которых структурирована не однообразно, часто давно устарела и не отвечает требованиям современного времени. Ситуация, когда правая рука не ведает о том, что делает левая. И в этом мы отстаем от соседних регионов. А почему бы нам не быть первыми, организовав работу с прицелом на далекую перспективу? Это актуальный вопрос, который решается уже не один год и то пока на бумаге.

— Почему тогда столь актуальный, эффективный и нужный региону вопрос не решить оперативно? Ведь вроде бы попытки создания единого инфопортала были и ранее?

— Все упирается в несколько проблем. Их три. Первая – недостаточное финансирование. Цена вопроса создания и содержания регионального информационного портала – от 2-х до 5 миллионов рублей. Много конечно. Везде идет оптимизация и сокращение бюджетов. Но – это вложение на перспективу, что, несомненно, будет еще одним стимулом для привлечения потенциальных инвесторов.

Вторая – нежелание меняться, разработать и внедрить новые современные принципы работы. Каждый руководитель предприятия привык работать сам для себя, особо не надеясь на чью-то помощь. А общий инфопортал Правительства ТО позволил бы объединить и оптимизировать усилия по созданию положительного имиджа Тверского региона, раскрыть возможности Верхневолжья.

И третья причина – сокращение штатов. Кто будет собирать и сортировать данные региона в один информационный ресурс, открытый и доступный для всех? Нужен специалист с квалификацией. Кадровый вопрос сейчас особо актуален. А специалисты с опытом ведения бизнеса во властные структуры идут неохотно.

— Владимир Андреевич, как все-таки Вы оцениваете состояние бизнеса в регионе?

— Бизнесу сейчас непросто. Пациент скорее жив, чем мертв. Нужна ли поддержка? Несомненно! Последствия сокращения бизнеса могут быть катастрофичными для всех. Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца. Есть ли конкретная помощь? Много или мало, но есть, хоть возможности региональных властей не безграничны. К примеру, Правительством Тверской области предоставляется кредит ~12% на вновь открытый бизнес, юридическим лицам предоставляются субсидии из областного бюджета Тверской области в целях поддержки вновь созданных производств. На защите интересов бизнеса успешно работает Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тверской области Антон Стамплевский. Хватит ли мер поддержки? Время покажет.

Не сомневаюсь, что в случае быстрого и эффективного решения вышеперечисленных задач, регион имеет высокий шанс без существенных потерь преодолеть санкционное лихолетье.

— Владимир Андреевич, а что простому человеку, жителю региона, от внедрения современной модели бизнеса? Ведь доход опять же перейдет к «элитам»?

— К примеру, запуск «новой экономики» стимулирует активное строительство доступного жилья. Жители регионов со стратегически выстроенной экономикой лучше обеспечены жильем, имеют больше возможностей взять доступный кредит и жить там более комфортно. На сегодняшний день средний уровень обеспеченности населения Российской Федерации жильем составляет 22-30 кв. м. на человека (меняется в разных регионах РФ). По этому показателю мы примерно наравне с Прибалтийскими странами и Польшей.

А тот же Китай впереди с отрывом. К сведению, что в Китае подразумевают под словом «жилье»? Согласно «Национальному проекту удобного жилья», принятому в 1995 году, был найден путь, позволяющий учитывать интересы практически всех слоев населения – от самых зажиточных до живущих за порогом бедности. Причем акцент в избранной политике был сделан на последних – нуждающихся в социальном жилье. Новые квартиры должны иметь спальни, гостиную, кухню, туалет, кладовую и балкон. Дома в 7 этажей и выше должны быть оборудованы лифтами. Обязательно наличие помещения для стиральной машины со сливной трубой. Сдача жилья без кухонь и туалетов исключена. Такие были приняты стандарты. При этом под жилой площадью подразумевается площадь квартиры, не включающая метраж кухни и санузла. Разумно. Живем-то мы не в санузле и не на кухне.

Почему мы испытываем известные проблемы? Я считаю, проблема в эффективности. Неэффективно используем земельный ресурс, не полностью используем потенциал для привлечения потенциальных инвесторов. Очень вяло занимаемся малоэтажным строительством. Ведь частной компании выгоднее построить 16-этажную башню, нежели заняться освоением новых земель, провести туда коммуникации, обеспечить инфраструктуру, подготовить площадку для привлечения инвестора. Обычно тему обеспечения инфраструктуры территории под застройку и прокладки коммуникаций берут на себя региональные власти. У нас нет студенческих городков, остро не хватает геронтологического центра, хосписа со всей необходимой инфраструктурой рядом – мини-маркет, детский садик, аптека. А ведь такие проекты не только социально востребованы, но и экономически выгодны. Положительный опыт некоторых регионов показывает правильность такого подхода к быстрой и эффективной реализации жилищных программ для мало- и среднеобеспеченных слоев населения.  Опять же, все зависит от возможности привлечения средств инвесторов.

Нужно кардинально удешевить стоимость строительства жилья и коммерческой недвижимости, которая сейчас высока из-за дороговизны землеотвода и бюрократических барьеров.

— Но ведь что-то в регионе делается в этом направлении?

— Конечно, делается. К примеру, в Тверской области в рамках программы «Жилье для российской семьи» (ЖРС) отобраны два проекта. Первый – застройка в поселке Никифоровское, с планируемым объемом ввода жилья экономического класса не менее 25 тыс. квадратных метров. Второй – малоэтажный поселок в районе деревень Володино и Митяево Бурашевского сельского поселения, где предполагается построить порядка 28,5 тыс. квадратных метров. По информации Минстроя, стоимость жилья на этих объектах в расчете на квадратный метр составит приблизительно 30 000 рублей. Это если «бить по площадям с привлечением солидных инвестиций».

Малый же строительный бизнес имеет большую гибкость к адаптации, нежели строительные монстры. Современные технологии позволяют на месте снесенного одноэтажного барака с сохраненными коммуникациями в течении двух-трех месяцев возвести на этом же месте новое комфортное 2-этажное многоквартирное здание на 6-8-12 семей с нежилым чердаком. Сложность в этой схеме состоит в получении кредита на строительство (10~15 миллионов на 3 месяца под какие-то гарантии) и во временном расселении жильцов на срок около 3-х месяцев под гарантии того же муниципалитета. В итоге получаем стоимость нового жилья на 30% ниже закупочных общегородских, удвоение жилой площади с использованием тех же коммуникаций и плюс – жильцы переселяются на свой же земельный участок с уже привычной транспортной инфраструктурой, школами, детскими садами, поликлиниками, знакомыми соседями. Город получает ровно в 2 раза больше жилой площади под дальнейшее расселение из аварийного жилья, а бизнес – гарантированный подряд. Есть возможность быстро и эффективно снять социальную напряженность по аварийному жилью, плюс один и тот же кредит освоить 2-3 раза за сезон, за год. Форсированное жилищное строительство, развитие сопутствующих отраслей, ипотечных механизмов расширили бы возможности этой многочисленной категории семей в решении жилищного вопроса. А тем временем региону уже выставили «неуд» в виде штрафа за медленное расселение из аварийного жилья. Вопрос в том – пойдет ли штраф нам на пользу?

Реалии же наши таковы – строительным компаниям выгоднее 2 года строить кирпичную или бетонную многоэтажку, нежели малоэтажный квартал, это понятно. А вот стоимость закупки нового (и бывает, низкого качества) жилого фонда под расселение нередко явно завышена. Взять тот же многострадальный и скандальный дом в Эммаусе. Налицо яркий пример несовершенства законов и формального подхода к данной теме, к людям.

Так же актуальной темой для Тверского региона, так и по всей стране, является проблема создания хосписа и геронтологических центров (прим.: учреждение социального обслуживания престарелых граждан, в том числе инвалидов, предназначенное для постоянного или временного их проживания). Пожилые люди вынуждены одиноко проживать в своих квартирах, часто не имея возможности на средства пенсии оплачивать услуги ЖКХ и так, чтобы хватило на оплату продуктов питания. Положительный опыт зарубежных стран в этом направлении имеется. Под гарантии государства или региональных властей пожилой человек переселяется в отдельную квартиру в доме, где он не будет одинок среди таких же как он, где всегда рядом будет дежурная медсестра, аптека, магазин, прачечная, где он будет под постоянным вниманием, ухожен и обеспечен всем необходимым. Плюс всегда рядом найдется с кем поговорить, попить чаю. А оставшаяся квартира переходит в ведомство муниципалитета или в частные руки.

Проблема здесь, в основном, в моральном состоянии общества. Сплошь и рядом мы видим забытых, брошенных пожилых людей, у которых обманным путем отбирают последнее, и жилье в том числе.

В решении проблемы я вижу аккуратную, деликатную работу как государственных социальных служб, так и добровольных волонтерских центров, Общественных палат, НКО с привлечением частного капитала. Здесь нет ничего зазорного и противозаконного. И конечно, должна быть целенаправленная программа действий. Ведь старость – явление неизбежное.

Закон (или предусмотренная процедура торгов, например) направлен для обеспечения конституционных равных прав граждан. И если закон несовершенен, его надо менять. Нужна воля и желание преодолеть укоренившиеся старые малоэффективные, нередко коррупционные схемы, будем откровенны. Некоторых такой неизменный расклад устраивает. Поэтому горожане Твери и видят сегодня новые безликие бетонные башни – книжки вместо уютных малоэтажных улиц с современной инфраструктурой. Это примерно тоже самое, что сидеть на мешке с зерном и умирать от голода. Главное оружие против беззакония и коррупции – прозрачные схемы, понятные постоянные законы, общественный контроль и гражданское небезразличие к происходящему вокруг нас. Это все касается каждого из нас.

Пресс-служба Общественной палаты Тверской области. Тел. 34-78-59

Поиск

Архив новостей

  • 2019 (124)
  • 2018 (259)
  • 2017 (161)
  • 2016 (218)
  • 2015 (197)
  • 2014 (223)
  • 2013 (229)
  • 2012 (198)
  • 2011 (189)
  • 2010 (111)
  • 2009 (8)