Главная Новости О сфере ЖКХ из первых уст. Ответы на вопросы
О сфере ЖКХ из первых уст. Ответы на вопросы
25.08.2015

Фото: пресс-служба Общественной палаты Тверской области

Публикуем разъяснения специалистов и ответы на вопросы заданные в ходе встречи руководителей областных органов государственной власти сферы ЖКХ с представителями некоммерческого сектора 9 июля 2015 года.

1. О консолидации усилий бизнеса, областной и муниципальной власти в решении вопросов охраны окружающей среды.

Вопросы, касающиеся охраны окружающей среды в Российской Федерации, в том числе в связи с использованием территорий неорганизованными туристами регулируются законодательством в области охраны окружающей среды, которое основывается на Конституции Российской Федерации.

Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об охране окружающей среды» (далее - Закон) определены основные принципы охраны окружающей среды, включающие в себя:

- обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц;

- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

- организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

- участие граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в решении задач охраны окружающей среды.

Законом распределены полномочия в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городского округа, городских и сельских поселений. Организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды отнесена к вопросам местного значения муниципального района. За органами государственной власти федерального и регионального уровня закреплены полномочия по обеспечению проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации, принятие законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением и другие.

В Тверской области уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти в сфере отношений связанных с охраной окружающей среды является Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области.

Вместе с тем, распоряжением Правительства Тверской области от 24.12.2014 № 652-рп в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства» и приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 08.08.2014 № 447/пр «Об утверждении формы комплекса мер по развитию жилищно- коммунального хозяйства субъекта Российской Федерации» утвержден комплекс мер «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Тверской области на 2014-2017 годы» (далее -Дорожная карта).

Дорожной картой предусмотрено создание региональной системы обращения с твердыми бытовыми отходами (далее - региональная система). В рамках региональной системы, в целях снижения негативного воздействия на окружаю среду и повышения уровня жизни населения проводятся мероприятия по выявлению мест несанкционированного размещения отходов.

Граждане, общественные объединения и некоммерческие организации в охране окружающей среды, вправе оказывать содействие федеральным и региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления в решении вопросов, касающихся охраны окружающей среды, в том числе посредством направления предложений по таким вопросам.

Одним из важных направлений деятельности в сфере охраны окружающей среды является формирование экологической культуры и экологическое просвещение. Система всеобщего и комплексного экологического образования наряду с профессиональным образованием включает в себя распространение экологических знаний и информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды, в том числе через средства массовой информации, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды установлена имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Действующее в настоящее время законодательство направлено на обеспечение всех основных принципов охраны окружающей среды и не исключает консолидацию усилий бизнеса, власти и граждан.

2. Как вести учет израсходованной воды из водоразборной уличной колонки? Кто должен возмещать убытки по данной статье?

Отношения в сфере водоснабжения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Коммерческий учет воды - определение количества поданной за определенный период воды, осуществляется как с помощью средств измерений, так и расчетным способом.

Деятельность в сфере водоснабжения относится регулируемым видам деятельности. Государственное регулирование такой деятельности осуществляется посредствам установления тарифов на услуги водоснабжения исходя из экономически обоснованных расходов организации, необходимых для осуществления водоснабжения.

Холодное водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения (далее - договор), заключаемого между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Порядок заключения договоров холодного водоснабжения предусмотрен Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, договоров транспортировки воды, договоров транспортировки сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644.

Одним из существенных условий договора является предмет договора, режим подачи (потребления) холодной воды (гарантированный объем подачи холодной воды), определяемый в соответствии с условиями подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения (водопроводным сетям).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила).

Согласно Правилам в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения, соответствующая услуга может быть предоставлена потребителю (снабжение холодной питьевой водой) по централизованным сетям холодного водоснабжения до водоразборной колонки.

Пунктом 10 Правил определено, что условия предоставления коммунальных услуг, в том числе холодного водоснабжения, собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:

а) в договорах, заключаемых собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией;

б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры с соответствующими ресурсоснабжающими организациями (далее - договоры).

Размер платы за услуги по холодному водоснабжению, в указанном выше случае рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг по холодному водоснабжению, определяемого исходя из нормативов потребления данных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 306 нормативы потребления по холодному водоснабжению в Тверской области утверждены приказом Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (далее - ГУ РЭК) от 23.08.2012 № 338-нп (в редакции от 30.08.2012) (далее - Приказ). Для собственников и пользователей жилых помещений в домах, не имеющих подключение к системе централизованного водоснабжения, холодное водоснабжение в которых осуществляется из водоразборных колонок Приказом установлен норматив на уровне 0,91 куб. м в расчете на месяц потребления холодной воды равномерно в течении года.

Законодательство не предусматривает возмещение коммерческой организации убытков в результате оказания услуг потребителям без заключения соответствующих договоров.

3. Кто должен нести затраты за не учтенный вывезенный и утилизированный мусор и как? Откуда организация при отсутствии договора должна брать сведения о количестве лиц, проживающих в жилом доме, так как существует Федеральный закон «О персональных данных»? Как возможно вывозить с контейнерной площадки только то количество мусора, который оплатили при этом не нарушать экологические, санитарные и иные требования в области охраны окружающей среды и здоровья человека?

Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора законодательно отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов.

Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований, установлены статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». В частности:

  1. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
  2. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  3. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Оказание услуг, которые по характеру деятельности организация должна предоставлять в отношении каждого, кто к нему обратится осуществляется на основании публичного договора (пункт 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации). Данное положение действует в том числе и в отношении оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155 утверждены Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов (далее - Правила).

Согласно Правилам, исполнитель - коммерческая организация не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по вывозу бытовых отходов при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги, равно как и оказывать предпочтение одному потребителю перед другим в отношении заключения договора.

Объем обязательств исполнителя и потребителя оказываемых услуг должен соответствовать условиям заключенного договора.

Пунктом 12 Правил установлено, что в случаях невозможности исполнения услуг по вывозу бытовых отходов по вине потребителя они подлежат оплате в полном объеме, а также когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, потребитель возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором.

Правилами предусмотрена ответственность исполнителя и потребителя при оказании услуг по вывозу бытовых отходов. Так, при неисполнении потребителем обязанности по оказанию исполнителю содействия, установленного договором об оказании услуг по вывозу бытовых отходов, исполнитель вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо увеличения указанной в договоре цены услуги.

Получение сведений о количестве (об изменении количества) лиц зарегистрированных в жилых домах, при отсутствии договора между исполнителем и потребителем услуг заключенного в письменной форме, не нарушая Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» возможно посредством заключения соответствующего договора с паспортно-визовой службой.

Необходимо подчеркнуть: неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами также влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. О проблеме со свалкой крупногабаритных отходов из частного сектора на расположенные близ частного сектора контейнерные площадки многоквартирных домов в микрорайоне Южный города Твери, находящихся в управлении товариществ собственников жилья «М. Ульяновой, 37», «М. Ульяновой, 39», «М. Ульяновой. 40».

По информации администрации Московского района города Твери в целях возможного разрешения проблемы решаются вопросы связанные с согласованием всеми заинтересованными сторонами (администрацией города Твери, представителями собственников домов частной застройки, председателями товариществ собственников жилья, управлением Роспотребнадзора по Тверской области, специализированной организацией ООО ПО «Движение») по обустройству мест размещения контейнерной площадки для сбора мусора (далее - площадка) при котором учитываются требования законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения и интересы собственников помещений многоквартирных домов. Администрацией города Твери предлагается перенести и оборудовать площадку под пять контейнеров в районе пересечения улиц Загородная и М. Ульяновой, на расстоянии 10 м от газорегуляторного пункта. Размещение площадки на придомовой территории многоквартирных домов не соответствует санитарным нормам.

 

Пресс-служба Общественной палаты Тверской области. Тел. 34-78-59

Поиск

Архив новостей

  • 2019 (195)
  • 2018 (259)
  • 2017 (161)
  • 2016 (218)
  • 2015 (197)
  • 2014 (223)
  • 2013 (229)
  • 2012 (198)
  • 2011 (189)
  • 2010 (111)
  • 2009 (8)