Главная Новости Права человека – гуманизм современной эпохи
Права человека – гуманизм современной эпохи
08.11.2011

В числе мер государственной политики по совершенствованию правового механизма реализации гражданами прав и свобод, а также их эффективной защите уделяется особая роль. И это очевидно. Ведь среди всех ценностей нематериального характера, осознанных человечеством как действительно универсальные, права и свободы человека стоят на первом месте. Осознание людьми своих прав и свобод проявляется в их возможности защитить свои права. Иначе, совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других лиц.

Как показывает практика, граждане достаточно активно пользуются этим правом. Во всяком случае, число обращений граждан в различные органы власти по обеспечению их прав и свобод год от года растет. Невольно напрашивается вывод: либо – все большее число людей знает свои права и умеет их отстаивать, либо – плохо работают те органы, куда от граждан поступают обращения. Думается, что это не совсем так. Во всяком случае, о крайностях говорить не приходится.

Действительно, в последние годы создан целый комплекс правовых гарантий охраны и защиты прав граждан. Многие органы власти пользуются авторитетом у населения. Граждане достаточно часто и, главное, по существу обращаются к ним.

Но нельзя не видеть и другого. Многие обращения носят, если так можно выразиться, «потребительский характер». Часто граждане считают дарованное им законом право обращаться в различные органы власти своей «профессиональной деятельностью». Чем иначе объяснить привычку по поводу и без повода направлять свои обращения во все инстанции без разбору, что говорит о стремлении части граждан переложить свою возможность в цивилизованном осуществлении права на защиту своих прав и законных интересов на других субъектов обеспечения прав и свобод человека. Это реалии, и не только сегодняшнего дня.

И все же нужно признать, что направление гражданами обращений во властные органы по вопросам, не входящим в их компетенцию, следует объяснить либо невозможностью решить проблему в нижестоящих инстанциях, либо нежеланием работающих в них чиновников заниматься проблемами гражданина. Отсюда, так часто обращения к Президенту страны, в Правительство. Именно это – не удовлетворение гражданами результатами рассмотрения их обращений, а с другой стороны недоверие местным органам власти лежит в основе направления значительной части обращений в вышестоящие органы.

Но, пожалуй, главная причина во всем этом – недостаточная правовая культура граждан. Скорее, речь может идти о правовой безграмотности. А именно, об обладании каждым знаний о праве и своих правах, уважительном отношении к праву и закону, умении и стремлении реализовать свои права. Именно на развитие правовой грамотности и правосознания граждан направлена в последние годы государственная политика. Свидетельством того являются утвержденные в апреле 2011 года Президентом Российской Федерации Д. Медведевым «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан».

Важная роль в реализации Основ отводится органам государственной власти, в том числе органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и органам местного самоуправления, входящим в структуру механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина. В качестве главного фактора, влияющего на состояние правовой грамотности и правосознания граждан в Основах, выделено «строгое соблюдение государственными и муниципальными служащими норм закона и профессиональной этики» по соблюдению и защите прав и свобод человека. Что, в свою очередь, обязывает государственных и муниципальных служащих совершенствовать свою профессиональную деятельность с точки зрения этических требований и этических критериев.

В целях дальнейшего совершенствования правого механизма реализации гражданами прав, свобод и исполнения ими обязанностей, а также эффективной защиты прав и законных интересов граждан необходимо внести изменения в действующее законодательство, регулирующее порядок рассмотрения обращений граждан. В том числе:

- подробно изложить правовые нормы по порядку рассмотрения обращений по информационным системам (компьютерным), создания в органах государственной и муниципальной власти специальных сайтов информирования населения, регистрации обращений, их рассмотрения, осуществления контроля;

- внести изменения по полномочиям органов государственной власти о рассмотрении обращений органами местного самоуправления, их должностными лицами, действия (бездействия) которых обжалуются в связи с особенностями территориальной           организации местного самоуправления, отсутствием их подчинения;

- внести изменения об обязанности рассмотрения запросов органов местного самоуправления в органе государственной власти в связи с рассмотрением обращений граждан;

- внести изменения о направлении обращений нецензурного или оскорбительного характера, содержащего угрозы жизни, здоровью, имуществу в правоохранительные органы;

- внести изменения о более сокращенных сроках рассмотрения обращений отдельных категорий граждан (участников Великой Отечественной войны, инвалидов…) до 15 дней;

- внести изменения по организации личного приема граждан об обязательной правовой регламентации личного приема в нормативных правовых актах государственных и муниципальных органов;

Это будет способствовать как укреплению, так и развитию существующих способов обеспечения охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина от неправомерных действий.

 

Владимир БАРЫШЕВ,
эксперт Общественной палаты,
председатель ТООО ветеранов
государственной гражданской и
и муниципальной службы

Поиск

Архив новостей

  • 2020 (120)
  • 2019 (203)
  • 2018 (259)
  • 2017 (161)
  • 2016 (218)
  • 2015 (197)
  • 2014 (223)
  • 2013 (229)
  • 2012 (198)
  • 2011 (189)
  • 2010 (111)
  • 2009 (8)