Сохраним культурное наследие |
28.10.2009 |
«Любить свою Родину — значит знать её». 28 октября в Общественной палате Тверской области состоялся круглый стол «Наше знание о Тверской области — основа её развития и процветания», организаторами которого выступили председатели сразу двух разных комиссий Общественной палаты — Нина Гусева, председатель комиссии по науке, образованию и культуре, и Вячеслав Воробьёв, председатель комиссии по межрегиональному и международному сотрудничеству. В мероприятии приняли участие члены Общественной палаты, представители органов исполнительной власти, общественных объединений, ученые и педагоги, историки, журналисты. Для участников круглого стола тема повестки дня — внимание к наследию — оказалась не нова. Вопросы краеведения и сохранения культурно-исторического наследия неоднократно ставились ещё в 2008 году на Совете общественности при Губернаторе Тверской области. А в 2009 году эстафету приняла Общественная палата. И это не случайно, ведь порой жители нашего региона не в полной мере осознают своей индивидуальности как личности, живущей в регионе с богатой культурой и историей, не знают о том достоянии, которое им принадлежит. И во многом это зависит от качества образования и просвещения в области краеведения. В связи с этим, участники круглого стола собрались, чтобы дать экспертную оценку ситуации и высказать свои предложения и соображения о том, как смогут государственные и общественные структуры сообща решать проблемы краеведения в будущем. Заместитель директора филиала «Государственной академии славянской культуры» в г. Твери В.?М. Воробьев обозначил одну из серьезных проблем — нехватка учебных пособий. Тверскими учеными и педагогами написан учебник «История Тверского края» — первый в России региональный учебник истории, по которому с 1997 года в школах области преподается предмет «Краеведение». В «идеале» образовательные учреждения в муниципальных образованиях области и сельских поселениях должны иметь и свои собственные самодостаточные учебные пособия (или их электронную версию), не дублирующие областное издание. Но, к сожалению, краеведческий аспект на этом уровне в целом развит слабо. Хотя есть и положительные тенденции. «В Тверской области образовательные учреждения постепенно осваивают опыт краеведческой деятельности и обретают свои имена» — отметила начальник Департамента образования Тверской области Наталья Сенникова. Например, детской школе искусств № 3 присвоено имя В.?В. Андреева, художественному училищу присвоено имя А.?Г. Венецианова и др. В базисном учебном плане школьного курса, на который ориентируются все образовательные учреждения, существует 3 главных вектора преподавания краеведения: биолого-географический (6 класс), искусствоведческо-технологический (8 класс) и историко-краеведческий (9 класс). Но и здесь не все гладко. Почему-то из программы «выпадает» 7 класс… Зачастую, в особенности в «глубинке» краеведение преподают неподготовленные учителя. Участники круглого стола предложили осуществлять на базе Института усовершенствования учителей систематическую переподготовку преподавателей краеведения, а также воссоздать в этом учебном заведении кафедру краеведения. Ученым ТвГУ и других гуманитарных ВУЗов было рекомендовано оказать помощь в разработке методических пособий для участников образовательного процесса. Другая проблема — отсутствие преподавания краеведения в дошкольных учреждениях, в начальной школе, в вузах, не говоря уже об образовании взрослых. А ведь в детских садах можно размещать карты Тверской области, сделав знакомство с географией, животным и растительным миром родного края интересным и познавательным. В образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования можно и нужно чаще проводить конкурсы и олимпиады по краеведению. Заведующая кафедрой исторического краеведения ТвГУ Татьяна Ивановна Любина поделилась с участниками круглого стола опытом коллег из Тамбова, которые с привлечением программистов и краеведов сумели создать компьютерную программу по изучению тамбовского Кремля. С её помощью можно досконально изучить памятник старины. И это лишь несколько интересных предложений участников встречи по обозначенной теме. В заключение, участники круглого стола сошлись во мнении, что сохранением культурного наследия занимаются в Тверской области многие, однако не хватает координации и системности в реализации концепции региональной комплексной программы развития краеведческого образования и просвещения граждан Тверской области. Необходим Временный творческий коллектив, который объединит усилия государства и общественные инициативы и будет координировать усилия всех заинтересованных структур. Основная его задача видится в гласном обсуждении актуальных проблем сохранения бесценного наследия нашего региона и в организации широкой пропаганды краеведческих знаний. В ближайшее время Общественная палата обратится к Администрации области с предложением создания подобного Временного творческого коллектива. Участники круглого стола, посвященного актуальным проблемам краеведения, пришли к выводу, что состоявшееся мероприятие стало первым в цикле круглых столов, организованных Общественной палатой Тверской области. Следующий круглый стол, запланированный на 2010 год, будет посвящен просветительской составляющей данной проблемы.
Пресс-служба Общественной палаты Тверской области |