Главная Новости Гражданское общество. Перезагрузка
Гражданское общество. Перезагрузка
14.06.2012

26 апреля в Общественной палате при поддержке Совета Федерации состоялся съезд представителей некоммерческого сектора.
Фото: www.mirfond.ru

26 апреля в Общественной палате при поддержке Совета Федерации состоялся съезд представителей некоммерческого сектора, посвященный изучению лучших практик гражданского участия и их использованию в законопроектной деятельности Совета Федерации. В мероприятии приняли участие более 300 представителей социально ориентированных некоммерческих организаций и общественных объединений из большинства субъектов РФ. Общественную палату Тверской области представлял секретарь палаты - Валерий Карасёв.

По итогам участниками съезда была выработана резолюция.

 

Р Е З О Л Ю Ц И Я

ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ИЗУЧЕНИЕ ЛУЧШИХ ПРАКТИК ГРАЖДАНСКОГО УЧАСТИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ»

26 апреля 2012 года


г.Москва

Участники съезда – представители общественных объединений и социально ориентированных некоммерческих организаций, члены Совета Федерации, члены Общественной палаты, члены общественных палат субъектов Российской Федерации, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления - заявляют о поддержке реализуемой государственной политики в сфере развития институтов гражданского общества, демократических преобразований и совершенствования политической системы Российской Федерации.

Гражданское участие становится важным и неотъемлемым элементом не только общественного развития и самоуправления, но и государственного управления, включая законотворческий процесс.

Эффективная деятельность гражданского общества – одно из обязательных условий перехода страны к инновационной экономике, модернизации всех сфер общественной жизни, более высокому качеству жизни россиян.

В последние годы все более заметным стал процесс подключения НКО к реализации проектов социального содержания, переход от спонтанно-проектной деятельности инициативного плана к системному участию в общественно-политической жизни.

Институтами гражданского общества накоплен значительный опыт практического участия в реализации государственной социальной политики. Неправительственные организации являются не столько внешними наблюдателями социальных преобразований, но и демонстрируют готовность брать на себя конкретные обязательства по решению актуальных социальных проблем.

В свою очередь, государство подтвердило востребованность и эффективность практик гражданского участия, реализуемых социально ориентированными некоммерческими организациями и общественными объединениями и признает необходимость соавторства гражданского общества во всех проводимых властью реформах.

Однако, к сожалению, далеко не всегда приоритеты государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляющих государственную социальную политику, совпадают с потребностями гражданского общества и направлениями деятельности его институтов. Не всем приоритетам в должной степени уделяется внимание со стороны СМИ. Не все они в равной степени привлекают внимание активистов или спонсоров.

Несогласованность целей, расхождение интересов ведут к обоюдному недоверию, становятся тормозом, препятствующим модернизации страны.

Некоммерческие организации сталкиваются с серьезными трудностями в обеспечении устойчивого и приемлемого качества предоставляемых ими услуг.

С одной стороны из-за недостатка собственной материально-технической базы они не могут гарантировать соответствие своей деятельности некоторым порой избыточным требованиям. С другой стороны в связи с существенно худшими условиями для своих работников НКО сталкиваются с «текучкой» профессиональных и подготовленных кадров. У НКО нет устойчивого опыта управления качеством и формализации поддерживающих процедур. И, наконец, у них нет достаточных инвестиций, позволяющих преодолеть барьер входа на рынок с социальными услугами широкого спектра, что соответственно уменьшает их возможности привлечения специалистов для организации такой работы.

Среди серьезных проблем, возникающих в ходе взаимодействия государства и институтов гражданского общества - отсутствие чётких критериев оценки деятельности НКО, позволяющих отличить эффективно работающую организацию от простой группы граждан, «обладающих печатью». Это ведет к недоверию НКО, снижению их влияния на реализацию государственной социальной политики, к отказу от взаимодействия с ними некоторых органов региональной власти.

Часто необоснованной является невостребованность потенциала общественного участия в управлении делами государства и контроля со стороны гражданского общества, отказ от их поддержки со стороны некоторых органов власти. Представители некоммерческого сектора недостаточно задействованы в планировании бюджетов по разделам социальной сферы, в контроле реализации социальных программ и выработке направлений социальной политики.

Государство по-прежнему гарантирует гражданам право на социальное обслуживание только в государственной системе социальных служб. Еще слабо развито использование открытых конкурентных процедур отбора поставщиков (независимо от их организационно-правовой формы) для непосредственного оказания услуг населению.

Остается ощутимым дефицит системной и целенаправленной деятельности по выявлению и распространению лучших практик гражданского участия, опыта предоставления социальных услуг, поскольку экспертные организации, которые занимаются этой работой в настоящий момент, имеют для этого весьма ограниченные ресурсы.

Нуждается в совершенствовании и нормативное правовое регулирование в сфере деятельности НКО как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Выстроить эффективную работу по корректировке законодательства можно лишь опираясь на данные системного мониторинга практики применения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Настало время выделить некоммерческое право в самостоятельную отрасль законодательства и разработать концепцию его развития.

Правовое регулирование деятельности неправительственных организаций не должно носить дискриминационный характер по сравнению с коммерческими организациями, в частности с субъектами малого предпринимательства.

Российские институты гражданского общества заинтересованы в изучении успешных зарубежных практик гражданского участия и применении лучшего мирового опыта гармонизации российского некоммерческого права с международными стандартами в данной сфере, а также практикой европейского сообщества, основываясь на сравнительном анализе норм российского и зарубежного законодательства.

Разделяя ответственность за развитие российского государства и общества, подтверждая необходимость повышения активности граждан, совершенствования институтов гражданского общества и реализуемых ими практик участия, более эффективного их использования в процессе совершенствования общественных отношений, участники  съезда  РЕШИЛИ:

I. Обратиться к Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, Общественной палате Российской Федерации, общественным палатам субъектов Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, институтам гражданского общества со следующими предложениями:

В области совершенствования законодательства:

1.1. Признать необходимым:

- выделение в отдельный раздел и последующее законодательное закрепление на уровне федерального закона основных норм некоммерческого законодательства;

- унификацию существующих организационно-правовых форм некоммерческих организаций (объединение схожих форм, появление новых форм соответствующих текущим потребностям гражданского общества, а также появление классификации на основе целей деятельности);

- разработать концепцию развития законодательства о гражданском обществе.

1.2. Ускорить разработку и принятие проекта федерального закона «Об общественном контроле», предусмотрев в нем:

- возможность участия представителей институтов гражданского общества на паритетных с самим ведомством началах в деятельности конкурсных, аттестационных, лицензионных комиссий, а также комиссий по урегулированию конфликта интересов, созданных в органах государственной власти;

- нормы, направленные на повышение публичности как государственных и муниципальных органов власти, так и самих общественных организаций, в том числе с использованием средств Интернета;

- нормы, регламентирующие  создание и работу общественных советов при муниципальных образованиях.

1.3. При внесении изменений в законодательство о социальном обслуживании учесть равные условия НКО с государственными и муниципальными организациями в предоставлении социальных услуг и развитии аутсорсинга в сфере предоставления социальных услуг;

1.4. Внести изменения в действующее законодательство, направленные на:

- введение уведомительного порядка регистрации изменений, вносимых в учредительные документы НКО, а также не связанных с внесением изменений в учредительные документы;

- упрощение государственного контроля путем постепенной передачи этой функции в формат внутреннего контроля (со стороны учредителей, членов, иных участников деятельности НКО) и общественного контроля;

- снижение издержек и упрощение процедуры ликвидации НКО;

- законодательное закрепление обязанности НКО публиковать свои отчеты, в том числе для повышения доступности информации о процедурах их бюджетирования, финансирования и налогообложения;

- законодательное закрепление понятий добровольчества и добровольной деятельности – волонтёрства;

1.5. Провести общественно-государственный мониторинг правоприменительной практики федерального и регионального законодательства в области некоммерческого сектора.

В области финансирования деятельности институтов гражданского общества:

2.1. Разработать единые формы и типовые процедуры конкурсного финансирования проектов и программ НКО для применения грантодающими организациями, распределяющими средства бюджетов всех уровней;

2.2. Признать целесообразным создание негосударственного фонда поддержки институтов гражданского общества;

2.3. Разработать проекты модельных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций для принятия их за основу при разработке региональных и муниципальных программ;

2.4. Разработать критерии:

- анализа финансовых, экономических и иных показателей деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;

- оценки эффективности мер, направленных на развитие социально ориентированных некоммерческих организаций на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также прогноза их дальнейшего развития;

2.5. Принять меры по повышению эффективности расходов средств бюджетов всех уровней, выделяемых на государственную поддержку НКО;

2.6. Включить в бюджетное законодательство понятие «грант» и предоставить возможность органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлять гранты социально ориентированным некоммерческим организациям;

2.7. Рассмотреть возможность установления налоговых льгот, которые могут предоставляться на региональном уровне;

2.8. Обеспечить переход от сметного финансирования социальных услуг в государственных и муниципальных учреждениях к размещению заказов на конкурсной основе с привлечением НКО на равных условиях финансирования из региональных бюджетов;

2.9. Обеспечить общественное обсуждение проекта федерального бюджета на очередной год в части объемов выделяемых средств, предусмотренных для государственной поддержки некоммерческих организаций, и направлений их расходования;

2.10. Рассмотреть предложения о консолидации в структуре федерального бюджета средств, выделяемых на поддержку институтов гражданского общества;

2.11. Принять меры, направленные на усиление государственной поддержки отечественных неправительственных организаций, осуществляющих программы и проекты в интересах Российской Федерации за рубежом.

В области институционального развития гражданского общества, межсекторного взаимодействия и общественного партнерства:

3.1. Поддержать и продолжить реализацию практик гражданского участия, направленных на повышение качества человеческого потенциала, в том числе доступности и качества здравоохранения, обеспечения условий для здорового образа жизни, образования, поддержки одарённых детей, школьников, студентов;

3.2. Разработать и принять программы повышения квалификации сотрудников социально ориентированных некоммерческих организаций и сотрудников региональных и местных органов власти, которые отвечают за вопросы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

3.3. Принять планы мер по:

- формированию благоприятных условий деятельности НКО;

- созданию кадрового резерва НКО, в том числе посредством организации работы с молодежью;

- разработке и внедрению учебного курса «Некоммерческое право» в российских вузах;

- развитию политической культуры населения;

3.4. Развивать направления деятельности, связанные со стимулированием и поддержкой волонтёрства, благотворительной деятельности граждан и общественных объединений;

3.5. Проводить разъяснительную работу среди объединений работодателей и в профессиональных союзах по повышению их ответственности за социальные аспекты рынка труда, борьбу с безработицей и политику, направленную на создание новых современных рабочих мест.

В области участия институтов гражданского общества в реализации государственной политики и государственном управлении:

4.1. Совершенствовать практику участия НКО в общественном обсуждении проектов федеральных законов и мониторинге их применения;

4.2. Инициировать создание профильных процедур, форматов и механизмов проведения общественной экспертизы законопроектов, бюджетного процесса с участием некоммерческих организаций, имеющих соответствующий экспертный потенциал;

4.3. Обеспечить информационную открытость органов Министерства юстиции и его территориальных органов, с обязательным размещением на федеральном и региональных сайтах проектов подзаконных актов и методических рекомендаций (с целью проведения общественной экспертизы), а также обязательного минимума информации, непосредственно связанной с защитой прав НКО;

4.4. Активизировать практику участия в общественных советах всех уровней, добиваться включения НКО в комиссии, осуществляющие контроль деятельности социальных учреждений, учреждений образования и здравоохранения. При реализации государственной политики в социальной сфере  и образовании принять меры по расширению участия институтов гражданского общества в проведении экспертиз нормативных правовых актов, а также проведению контрольных проверок организаций, осуществляющих соцзащитную, медицинскую и образовательную деятельность;

4.5. Разработать методику и рекомендации по созданию и работе в учреждениях социальной сферы, здравоохранения и образования общественных попечительских советов;

4.6. Обеспечить привлечение некоммерческих организаций к принятию решений в органах власти на региональном и местном уровне по подготовке и реализации государственных социальных программ;

4.7. Использовать механизмы независимой общественной экспертизы решений, принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления по социальным вопросам.

4.8. Осуществлять активное взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам улучшения демографической ситуации в Российской Федерации, решения жилищных проблем, особенно для молодых семей, выпускников детских домов;

В области информационной политики развития гражданского общества в России:

5.1. Обеспечить информационную поддержку деятельности НКО на федеральном, региональном и местном уровнях  в средствах массовой информации, которые получают поддержку из соответствующих бюджетов;

5.2. Содействовать в популяризации и повышении эффективности деятельности Общественного телевидения России, интернет-ресурсов, обеспечивающих предоставление государственных услуг в электронной форме, а также обсуждению законопроектов на интернет-портале Совета Федерации;

5.3. Требовать от органов государственной власти и местного самоуправления выделения фиксированного времени для выступления общественных организаций в средствах массовой информации, учрежденных при участии государства или муниципалитета;

5.4. Усилить пропаганду деятельности институтов гражданского общества, в том числе реализуемых ими практик гражданского участия, проектов и программ для привлечения граждан к их реализации на благотворительной и волонтерской основе, используя для этого современные информационно-коммуникационные технологии;

5.5. Расширить перечень информации, добровольно публикуемой институтами гражданского общества, с целью повышения доверия и прозрачности своей деятельности;

5.6. Проводить ежегодный конкурс интернет-ресурсов неправительственных организаций, на которых представлена информация о реализуемых ими практиках гражданского участия;

5.7. Создать независимый информационный центр неправительственных организаций с целью сбора, обобщения, анализа и распространения информации о реализуемых практиках гражданского участия.

В области общественной дипломатии и международного сотрудничества:

6.1. Содействовать развитию международного сотрудничества между институтами гражданского общества;

6.2. Обеспечить более широкое представительство отечественных институтов гражданского общества на международной арене за счет упрощения процедуры государственной регистрации международных общественных объединений;

6.3. Усилить координацию и повысить эффективность деятельности государственных органов и грантодающих организаций, работающих в сфере народной дипломатии;

6.4. Развивать практики институтов гражданского общества, направленные на сохранение мира во всем мире, дружбы между народами, пропаганду антифашистской идеологии,  на защиту прав и поддержку соотечественников за рубежом.

II. По итогам съезда:

1. Создать постоянно действующую рабочую группу по мониторингу выполнения решений съезда и поручить рабочей группе подготовку очередного Всероссийского съезда некоммерческих организаций «Гражданское общество: изучение лучших практик гражданского участия» в  2013 году;

2. Определить координатором рабочей группы Шпигеля Бориса Исааковича, заместителя председателя Координационного совета при Председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества, полномочного представителя Совета Федерации в Общественной палате Российской Федерации;

3. Направить координатору рабочей группы предложения по ее персональному составу до 1 июня 2012 года;

4. Поручить координатору рабочей группы довести содержание настоящей резолюцию съезда до сведения Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, общественных палат субъектов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества;

5. Поручить рабочей группе принять участие в создании информационного центра неправительственных организаций с целью сбора, обобщения, анализа и распространения информации о реализуемых практиках гражданского участия;

6. Образовать постоянно действующую экспертную группу по обобщению, анализу и оценке практик гражданского участия, реализуемых социально ориентированными некоммерческими организациями, поручить экспертной группе разработать и разместить в сети Интернет базу данных практик гражданского участия;

7. Учредить ежегодную премию за реализацию лучших практик гражданского участия.

Поиск

Архив новостей

  • 2022 (71)
  • 2021 (158)
  • 2020 (187)
  • 2019 (203)
  • 2018 (259)
  • 2017 (161)
  • 2016 (218)
  • 2015 (197)
  • 2014 (223)
  • 2013 (229)
  • 2012 (198)
  • 2011 (189)
  • 2010 (111)
  • 2009 (8)
  • 1999 (1)