Главная Новости Праздник Рождества Иоанна Предтечи и «неоязычество»
Праздник Рождества Иоанна Предтечи и «неоязычество»
02.07.2012

Рождество Иоанна Предтечи. XV век. Византийский музей в Афинах. (Фрагмент)
Фото: lib.pstgu.ru

Праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля по новому стилю) – это воспоминание описанных в Евангелии от Луки событий, когда праведные священник Захария и его жена Елизавета получили свыше обетование о рождении сына.

Престарелые родители произвели на свет последнего из пророков Ветхого Завета, Иоанна Предтечу, возвестившего миру о приходе Христа Спасителя. Этот праздник в народе иногда называют Иван Купала. В это время когда­то был языческий праздник Солнца, самого длинного дня, середины лета, плодородия и изобилия. Поэтому на самом деле празднование Купалы, этого мифологического персонажа, являющегося персонификацией праздника летнего солнцестояния, совершенно не обязательно приходится на день Иоанна Предтечи – иногда он связывается с другими, близкими ему днями календаря.

Можно спросить, а с чем связан интерес в современном обществе к языческим праздникам? Ведь народная религия вырастала из того, что окружало людей, что они видели, чувствовали, что считали для себя важным. Если говорить о серьезном возрождении язычества, то сейчас старым славянским богам поклоняться просто смешно – в наше­то время городской жизни и культа потребления. Как можно поклоняться природе и ее силам, если мы природы­то почти не видим? Современные язычники могли бы придумать «богов», отвечающих за хороший отдых (например, Бирра, покровителя пива), удачную покупку, богатство без труда. А «праздники» – в честь начала сезонных распродаж, открытия пляжного сезона и т.д. Что же касается так называемого «славянского неоязычества», то его появлению, думается, есть несколько причин.

Первая: оно появляется оттого, что люди, собственно говоря, пресытились и уже не знают, чем заняться, в чем выделиться. И ловятся на языческих божков.

Вторая: интерес к нему подогревается некоторыми СМИ, которые ради популярности постоянно подпитываются сенсациями (часто выдуманными), завлекают людей обещаниями чудес, таинственных и чувственных обрядов и тому подобным.

Третья: это определенный побег из общества, жизнь в котором некоторым кажется бессмысленной и неинтересной. Христианство их не устраивает, кажется обыденным и скучным, а язычество – свежим и новым, хотя на самом деле все наоборот. Но, увы, люди об этом не знают, а современные христиане часто дают повод для подобных выводов.

Объективных причин к возрождению славянского язычества нет. Но когда есть перечисленные причины спроса, то появляется и соответствующее предложение. Причем есть небольшие группы людей, которые так далеко продвинулись в этом направлении, что меняют под влиянием язычества свою жизнь. Их немного. Массовым современное «славянское неоязычество» никогда не становилось и, по­моему, не станет.

 

Сергей ДМИТРИЕВ,
протоиерей, председатель комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести

Источник: http://www.vedtver.ru/news/74/7030/

Поиск

Архив новостей

  • 2024 (30)
  • 2023 (226)
  • 2022 (247)
  • 2021 (158)
  • 2020 (187)
  • 2019 (203)
  • 2018 (259)
  • 2017 (161)
  • 2016 (218)
  • 2015 (197)
  • 2014 (223)
  • 2013 (229)
  • 2012 (198)
  • 2011 (189)
  • 2010 (111)
  • 2009 (8)
  • 1999 (1)