Праздник Рождества Иоанна Предтечи и «неоязычество» |
02.07.2012 | ||
Праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля по новому стилю) – это воспоминание описанных в Евангелии от Луки событий, когда праведные священник Захария и его жена Елизавета получили свыше обетование о рождении сына. Престарелые родители произвели на свет последнего из пророков Ветхого Завета, Иоанна Предтечу, возвестившего миру о приходе Христа Спасителя. Этот праздник в народе иногда называют Иван Купала. В это время когдато был языческий праздник Солнца, самого длинного дня, середины лета, плодородия и изобилия. Поэтому на самом деле празднование Купалы, этого мифологического персонажа, являющегося персонификацией праздника летнего солнцестояния, совершенно не обязательно приходится на день Иоанна Предтечи – иногда он связывается с другими, близкими ему днями календаря. Можно спросить, а с чем связан интерес в современном обществе к языческим праздникам? Ведь народная религия вырастала из того, что окружало людей, что они видели, чувствовали, что считали для себя важным. Если говорить о серьезном возрождении язычества, то сейчас старым славянским богам поклоняться просто смешно – в нашето время городской жизни и культа потребления. Как можно поклоняться природе и ее силам, если мы природыто почти не видим? Современные язычники могли бы придумать «богов», отвечающих за хороший отдых (например, Бирра, покровителя пива), удачную покупку, богатство без труда. А «праздники» – в честь начала сезонных распродаж, открытия пляжного сезона и т.д. Что же касается так называемого «славянского неоязычества», то его появлению, думается, есть несколько причин. Первая: оно появляется оттого, что люди, собственно говоря, пресытились и уже не знают, чем заняться, в чем выделиться. И ловятся на языческих божков. Вторая: интерес к нему подогревается некоторыми СМИ, которые ради популярности постоянно подпитываются сенсациями (часто выдуманными), завлекают людей обещаниями чудес, таинственных и чувственных обрядов и тому подобным. Третья: это определенный побег из общества, жизнь в котором некоторым кажется бессмысленной и неинтересной. Христианство их не устраивает, кажется обыденным и скучным, а язычество – свежим и новым, хотя на самом деле все наоборот. Но, увы, люди об этом не знают, а современные христиане часто дают повод для подобных выводов. Объективных причин к возрождению славянского язычества нет. Но когда есть перечисленные причины спроса, то появляется и соответствующее предложение. Причем есть небольшие группы людей, которые так далеко продвинулись в этом направлении, что меняют под влиянием язычества свою жизнь. Их немного. Массовым современное «славянское неоязычество» никогда не становилось и, помоему, не станет.
Сергей ДМИТРИЕВ, Источник: http://www.vedtver.ru/news/74/7030/ |