Главная Новости Татьяна АТАЕВА: «Начисления за коммунальные услуги вызывают ажиотаж у населения»
Татьяна АТАЕВА: «Начисления за коммунальные услуги вызывают ажиотаж у населения»
16.05.2013

Фото: пресс-служба Общественной палаты Тверской области. На фото: Татьяна Атаева

Начальник Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области Татьяна Атаева выступила на заседании межкомиссионной рабочей группы по общественному контролю в сфере ЖКХ Общественной палаты Тверской области, которое состоялось 15 мая. Доклад был посвящен анализу обращений граждан, поступающих в Главное управление.

Анализ обращений граждан, поступающих в Главное управление, показал, что основное недовольство населения связано с размером начислений за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, а также непрозрачностью формируемой величины платы. Многие обращения граждан касаются не только размера установленных нормативов, сколько самого факта появления «общедомового потребления», причем одинаково относится как к жителям многоквартирных домов, оборудованных приборами учета, так и к жителям проживающим в не оборудованных приборами учета домах.

Так, за период с сентября 2012 года по настоящее время в Главное управление поступило 447 жалоб, связанных с порядком начисления и оплаты жилищно-коммунальных услуг.

Некоторые исполнители коммунальных услуг, увеличивая площади мест общего пользования многоквартирных домов, применяя нормативы, выставляют объемы потребления коммунального ресурса на общедомовые нужды, значительно превышающие индивидуальное потребление аналогичного ресурса.

Резкий рост платы за жилищно-коммунальные услуги, в том числе, и в Тверской области, обусловлен следующим.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», за коммунальные ресурсы, идущие на общедомовые нужды (ОДН) и потреблённые лично гражданами, оплата производится отдельно.

При этом в системе оплаты внутри жилого помещения (квартиры) ничего не изменилось, а вот в оплате общедомовых нужд есть нововведения. Так, плата за ОДН производится не с человека, как это было прежде, а с квадратного метра общей площади жилого помещения. Следовательно, чем больше общая площадь квартиры, тем большую сумму придётся отдавать за потреблённые на общедомовые нужды коммунальные ресурсы.

Теперь расчет основывается на площадях жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Объемы ОДН распределяются пропорционально площади занимаемых помещений между всеми жильцами. Означает это то, что даже если потребитель проживает в большой квартире, но при этом очень экономен в потреблении коммунальных ресурсов, то оплату всё равно придётся производить пропорционально общей площади помещения.

При отсутствии в многоквартирном доме общедомовых приборов учета, плата за общедомовое потребление насчитывается по нормативу – из расчета общей площади жилых помещений, мест общего пользования (лестничные марши, лифты и т. д.) и ряда технических помещений, которые расходуют водо- и энергоресурсы. Единицы управляющих организаций так и делают, но всегда находятся недобросовестные управляющие компании, которые используют несовершенство постановления Правительства РФ №354, где четко не прописано, площадь каких помещений использовать при расчете платы за общедомовое потребление. Они просто берут общую площадь многоквартирного дома, куда входят крыши, неиспользуемые помещения, пристройки, и все это раскидывается на жильцов. В итоге люди получают баснословные счета, что естественно приводит к всеобщему недовольству.

Кроме того, в Правилах № 354 отсутствует чёткое определение понятия «площадь помещений» при формировании платежей за отопление в местах общего пользования и понятия «общедомовые нужды».

Установленный порядок расчёта норматива потребления горячей и холодной а также водоотведение значительно превышает фактический расход. Это объясняется тем, что ранее действовавшие в них нормативы потребления коммунальных услуг шли в разрез с федеральным законодательством. С переходом на новые Правила расходы на общедомовые нужды зачастую стали включаться одновременно в две строки платежки: за коммунальные услуги и за содержание и ремонт общего имущества. Эти расходы пытаются включить в тарифы на коммунальные ресурсы, распределив таким образом потери, возникающие во внутридомовых сетях. Практика начислений оплаты ресурсов на общедомовые нужды также не всегда прозрачна, а потому даёт возможность для злоупотреблений.

Данное постановление не стимулирует граждан на установку индивидуальных приборов учета. Только повсеместная установка таких приборов позволит на деле перейти к принципу платежа за потребленные ресурсы. При отсутствии индивидуальных приборов учета, а также единовременного снятия показаний этих приборов, система оплаты за коммунальные услуги останется несправедливой по отношению к добросовестным плательщикам, по отношению к гражданам, которые, действительно экономят ресурсы.

Нашли подтверждение жалобы граждан на то, что при определении объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды учитываются объем потребления «нелегальными» жителями, то есть, живущими в доме без регистрации, а также сторонними потребителями, присоединенными к инженерной инфраструктуре многоквартирного дома. В Правилах № 354 указано, что потребители сами должны сообщить исполнителю коммунальных услуг об изменении количества граждан, проживающих (в том числе временно) в жилом помещении.

Однако, эти обязанности потребителями не исполняются, управляющая организация также не имеет права осуществлять проверки, связанные с выявлением количества реально проживающих в жилых помещениях граждан. В связи с чем, добросовестные потребители коммунальных услуг обязаны платить существенно увеличившиеся платежи за этих недобросовестных потребителей.

Обращаю ваше внимание, что во исполнение поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина, 16 апреля 2013 Правительством РФ принято постановление № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг». Документ направлен на совершенствование законодательства, регулирующего предоставление коммунальных услуг.

Постановление вносит изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённые постановлением правительства РФ от 23.05.2006 № 306, и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённые постановлением правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Изменения предусматривают следующее:

- установление платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, в размере, не превышающем норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды;

- исключение обязанности ежемесячного предоставления потребителями сведений о показаниях приборов учёта в фиксированные сроки;

С введением в действие постановления у потребителя появляется право, а не обязанность при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

- упрощение процедуры установления факта оказания коммунальной услуги ненадлежащего качества;

- исключение обязанности оплаты коммунальной услуги водоотведения, предоставленной на общедомовые нужды;

- определение состава общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, используемого для расчёта размера платы за коммунальные услуги по водоснабжению, предоставленные на общедомовые нужды;

- введение обязанности перерасчёта размера платы за коммунальные услуги по результатам сверки показаний приборов учёта;

- применение с 1 января 2015 г. повышающих коэффициентов, увеличивающих норматив потребления коммунальной услуги, в случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учёта и (или) индивидуальных, общих (квартирных) приборов учёта при наличии технической возможности их установки;

Нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению, холодному (горячему) водоснабжению и по электроснабжению будут определяться с учетом повышающего коэффициента, составляющего: с 1 января по 30 июня 2015 года – 1,1; с 1 июля по 31 декабря 2015 года – 1,2; с 1 января по 30 июня 2016 года – 1,4; с 1 июля по 31 декабря 2016 года – 1,5; с 2017 года – 1,6.

При этом к обязанности исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, отнесено направление средств, полученных в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

- процедуру составления акта об установлении количества временных жильцов (не зарегистрированных в жилом помещении в установленном порядке) с установлением возможности перерасчёта размера платы.

Исполнитель будет вправе устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной, горячей воды, электрической энергии и газа, и составлять акт об установлении количества таких граждан.

Указанный акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и/или органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Реализация постановления позволит:

- стимулировать организации, управляющие многоквартирными домами, к осуществлению мероприятий по энергосбережению в целях обеспечения рационального расходования коммунальных ресурсов;

- снизить нагрузку на потребителей коммунальных услуг за счёт исключения обязанности ежемесячного предоставления сведений о показаниях приборов учёта;

- стимулировать собственников помещений в многоквартирном доме к установке приборов учёта;

- снизить размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды (за счёт исключения обязанности по оплате коммунальной услуги водоотведения, предоставленной на общедомовые нужды, а также совершенствования порядка расчёта норматива потребления коммунальной услуги водоснабжения).

Следует отметить, что данные изменения вступают в силу с 1 июня 2013 г., а в части применения расчетов за коммунальные услуги при отсутствии общедомовых приборов учета (с использованием коэффициентов) – с 1 января 2015 г.

Поиск

Архив новостей

  • 2022 (157)
  • 2021 (158)
  • 2020 (187)
  • 2019 (203)
  • 2018 (259)
  • 2017 (161)
  • 2016 (218)
  • 2015 (197)
  • 2014 (223)
  • 2013 (229)
  • 2012 (198)
  • 2011 (189)
  • 2010 (111)
  • 2009 (8)
  • 1999 (1)