Главная Новости Подведены итоги I этапа общественного мониторинга выполнения в регионе Указов Президента РФ
Подведены итоги I этапа общественного мониторинга выполнения в регионе Указов Президента РФ
04.06.2013

Фото: raznesi.info

Краткий отчет о результатах проведения в Тверском регионе общественного мониторинга

В начале 2013 года рабочей группой Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России было принято решение об организации общественного мониторинга решения социальных задач, поставленных в Указах Президента РФ от 7 мая 2012 года №№ 596-606.

Следует напомнить, что в Указах В.В. Путина были провозглашены такие ориентиры социальной политики государства, как создание специальных рабочих мест для инвалидов; ликвидация очередей в детские сады и обеспечение стопроцентной доступности дошкольного образования населению; доведение уровня заработной платы школьных учителей до средней по региону; социальная поддержка педагогов, работающих с детьми из социально неблагополучных семей; предоставление бесплатного жилья под строительство многодетным семьям; обеспечение доступности ипотечного кредитования отдельным категориям граждан (молодые семьи, бюджетники); создание условий для трудовой занятости и профессионального обучения женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет; наконец, формирование здорового образа жизни населения.

Цель мониторинга – усиление общественного контроля над  деятельностью федеральных и региональных органов исполнительной власти  по решению приоритетных задач социального развития страны. План проведения мониторинга был разработан Общественной палатой России и направлен в Общественные палаты субъектов РФ с предложением принять участие в проведении мониторинга.

В Тверской области первый этап мониторинга проводился в марте-мае 2013 года региональной Общественной палатой совместно с общественными палатами (советами) муниципальных образований, общественными советами при органах исполнительной власти региона, некоммерческими организациями. В проведении мониторинга помогали волонтеры из числа преподавателей и студентов вузов. Далее представлены данные полученные в ходе первого этапа мониторинга по отдельным его направлениям.

1.  Поддержка граждан с ограниченными возможностями

Основание - Указ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» пункт 1, подпункт «а», абзац 8. Задача, содержащаяся в указе: Обеспечить создание ежегодно в период с 2013 по 2015 год до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов. Исследование проводилось с помощью метода интервьюирования экспертов, в роли которых выступили высококвалифицированные специалисты Главного управления по труду и занятости населения Тверской области.

Выяснилось, что службы занятости населения проводят мониторинг спроса и предложений на рынке труда региона для лиц с ограниченными возможностями. Востребованность работников-инвалидов не велика, им предлагаются преимущественно малоквалифицированная работа, такие должности, как швея, кладовщик, сборщик, упаковщик, диспетчер, сторож, уборщица, кухонный рабочий. Службы занятости организуют профессиональное обучение в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации инвалида с учетом возможностей его дальнейшего трудоустройства. Формы содействия трудоустройству гражданам с ограниченными возможностями здоровья: информирование о возможностях трудоустройства, о реализуемых программах занятости, квотирование рабочих мест, проведение ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, подбор рабочего места с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации инвалида; организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, консультирование с выездом на дом; сохранение и модернизация рабочих мест для инвалидов за счет средств областного бюджета; создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов за счет средств федерального и областного бюджетов. Ежегодно от 45 до 55% подготовленных специалистов трудоустраивается.

В регионе обеспечивается сопровождение трудоустроенных людей с ограниченными возможностями здоровья. Данная работа ведется в контакте с органами медико-социальной экспертизы. При увольнении инвалида (трудоустроенного на квотируемое рабочее место или рабочее место, созданное в рамках региональных программ) работодатель сообщает в органы службы занятости. Проводится мониторинг закрепления инвалидов на рабочих местах, созданных в рамках реализации региональных программ, в соответствии с приказом Минтруда от 29.12.2012 № 645.

Также применяется ряд мер по мотивации и вовлечению работодателей в трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья: субсидирование работодателей из областного бюджета на сохранение, развитие и модернизацию рабочих мест для трудоустройства инвалидов; чествование работодателей; разработка проектов по вовлечению новых работодателей в программы службы занятости.

Трудоустройство людей с ограниченными возможностями здоровья на открытом рынке труда организовано с помощью: сайтов в сети Интернет, СМИ; информации, которая готовится службой занятости и размещается в обществах инвалидов; вакансий, которые может любой инвалид найти в информационных киосках службы занятости; семинаров для работодателей по использованию квотируемых рабочих мест. Таким образом, в Тверской области ведется целенаправленная и систематическая работа по содействию трудоустройству лиц с ограниченными возможностями.

2. Охрана материнства и детства

Основание - Указ от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» пункт 3, подпункт «а». Задача, содержащаяся в указе: Принять меры, направленные на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Исследование проводилось с помощью метода интервьюирования экспертов, в роли которых выступили высококвалифицированные специалисты Главного управления по труду и занятости населения Тверского региона.

Выяснилось, что женщины, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет составляют примерно 1,9 % трудоспособного населения региона (около 15,0 тыс. женщин из 796,9 тыс. человек). Потребность в трудоустройстве представительниц этой социальной категории эксперты оценили как среднюю. В основном в службу занятости обращаются женщины желающие пройти профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации за счет средств областного бюджета. За 2012 год доля таких женщин в числе граждан, обратившихся за профессиональным обучением, составила 6,2%. Все обратившиеся женщины (131 человек) были направлены на профессиональное обучение.

Все учреждения профессионального образования региона реализуют образовательные программы профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования, по которым женщины могут проходить профессиональное обучение. Средняя стоимость обучения составляет примерно 15,0 тыс. рублей.

В рамках государственной программы Тверской области «Содействие занятости населения Тверской области» на 2013-2018 годы органы службы занятости совместно с работодателями реализуют мероприятия по формированию специального банка вакансий с гибкими формами занятости, а также по организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации указанной категории женщин за счет средств областного бюджета.

Вопросы трудоустройства и профессионального обучения (переобучения) данной категории женщин широко освещаются в региональных и местных СМИ. За последние полгода вышло более 80 публикаций и около 10 телепередач

3.   Формирование здорового образа жизни

Основание - Указ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики пункт 2, подпункт «а».

Задача, содержащаяся в указе: обеспечить работу по формированию здорового образа жизни граждан Российской Федерации.

Исследование проводилось с помощью метода интервьюирования экспертов, в роли которых выступили высококвалифицированные специалисты Министерства здравоохранения Тверской области и Комитета по физической культуре и спорту региона.

Выяснилось, что за последние два года в регионе построено 7 спортивных объектов и учреждения спортивного назначения.

Количество и оснащенность спортивных объектов и учреждений спортивного назначения эксперты оценили как удовлетворительные. Такую же оценку получили доступность спортивных объектов и состояние дворовых спортивных площадок.

Спортивные соревнования, спартакиады, праздники на постоянной основе в регионе проводятся в среднем раз в месяц. На базе спортивных залов учреждений образования и культуры существуют бесплатные кружки и секции для школьников и студентов.

Местными органами власти реализуются проекты, направленные на формирование здорового образа жизни, профилактику алкогольной, наркотической и табачной зависимости. В Тверской области действуют общественные организации, работающие в данной сфере. Экологическую ситуацию в регионе эксперты оценили как удовлетворительную. Местные власти занимаются профилактикой экозагрязнений и профзаболеваемости. В общественных местах размещены рекламные щиты и стенды, посвященные здоровому образу жизни, здоровому питанию. Регулярно проводятся профилактические мероприятия, направленные на предупреждение распространения социально-значимых заболеваний (ВИЧ, туберкулез, гепатит, сахарный диабет, болезни сердечнососудистой системы). В регионе создаются Центры здоровья, однако надо активнее информировать население об их работе. Таким образом, в Тверской области ведется определенная работа по формированию здорового образа жизни населения, однако требуется дополнительная координация усилий всех властных структур, общественных организаций, мобилизация всех имеющихся ресурсов для повышения эффективности подобной деятельности.

4.  Доступное жилье, социальная поддержка многодетных семей

Основание - Указ от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества ЖКУ»  пункт 2, подпункт «а».

Задача, содержащаяся в указе: разработать порядок бесплатного предоставления земельных участков под строительство жилья экономического класса, предусмотрев при этом ограничение продажной цены на такое жилье; разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов РФ и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Основание - Указ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» пункт 2, подпункт «б».

Задача, содержащаяся в указе: обеспечить формирование специальных условий ипотечного кредитования отдельных категорий граждан (молодых семей, работников бюджетной сферы), создание ипотечно-накопительной системы, предусмотрев меры государственной поддержки.

Исследование проводилось с помощью методов интервьюирования экспертов из различных муниципальных образования региона, а также анкетирования граждан, представляющих категории населения, нуждающиеся в соответствии с Указом № 599, в специальных условиях ипотечного кредитования.

В ходе анкетирования всего было опрошено 105 человек, среди которых 52% - работники бюджетной сферы, 30% - молодые супруги, 8% - представители многодетных семей. 57% респондентов нуждаются в улучшении жилищных условий. Однако в очереди из них стоит лишь 27%, еще 24% - оформляют документы. Среди тех, кто стоит в очереди – 41% граждан находятся в ней от 1 до 5 лет, 32% - менее одного года. Однако 18% в статусе очередника пребывают более 10 лет. Среди тех жителей региона, которые не стоят в очереди на улучшение жилищных условий 38% - «не подходят под программу», 25% - «собирают документы», и еще 25% пожаловались не нехватку информации в данной сфере.

Две трети участников анкетного опроса знают, что в Тверской области существуют программы по улучшению жилищных условий (74%). Информацию о таких программах граждане чаще всего получают из СМИ (37%), «от знакомых и коллег по работе»(37%), «с сайтов региональных и местных органов власти» (31%). Большинство участников программ по улучшению жилищных условий не столкнулись с какими-либо трудностями при включении в них (66%). По мнению жителей региона, наиболее значимыми проблемами, препятствующими обеспечению граждан доступным жильем, являются - «высокие цены на жилье» (24%), «отсутствие муниципального жилья, нет нового строительства» (20%), «низкие зарплаты, нет средств на приобретение…» (19%), «высокие процентные ставки на ипотеку» (18%).

Параллельно проводился опрос 26 экспертов, представляющих различные муниципальные образования области. По их мнению, основными проблемами, препятствующими удешевлению строительства жилья в регионе, являются: «высокая стоимость строительных материалов, электроэнергии», «высокие транспортные расходы», «отсутствие строительных материалов местного производства», «изношенность систем инженерного обеспечения или ее отсутствие».

Эксперты также выделили проблемы, препятствующие снижению ставок ипотечного кредитования. Среди них – «низкий уровень доходов населения», «высокая стоимость жилых помещений», «маленький срок кредитования», «неразвитая система финансовой поддержки застройщиков со стороны бюджетов всех уровней при строительстве коммунальной инфраструктуры», «сложность, непрозрачность и высокая стоимость процедуры получения и оформления земельных участков для строительства».

Экспертами были предложены меры по решению жилищных проблем, в частности, на федеральном уровне – «предоставление субсидий для частичной оплаты стоимости строительства (приобретения жилья) и на погашение части кредита при рождении ребенка», «разработка дополнительных нормативных правовых актов, направленных на консолидацию всех возможных источников финансирования для создания государственной поддержки молодых семей»; на региональном уровне – «предоставление бюджетных кредитов заказчикам-инвесторам, осуществляющим строительство жилья», «развитие социально-бытовой и инженерной инфраструктуры».

5. Социальные аспекты образования

5.1. Заработная плата учителей

Основание - Указ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» пункт 1, подпункт «а», абзац 3

Задача, содержащаяся в указе: обеспечить доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе.

В рамках исследования проводилось анкетирование учителей и директоров школ.

Всего было опрошено 208 учителей, большинство из которых работает в средних общеобразовательных школах (82%). Две трети респондентов – учителя-предметники (63%), каждый четвертый – учитель начальных классов(26%). Большинство педагогов имеет «более одной ставки» (69%), на одну ставку работает лишь 23% респондентов. Примерно половина учителей сообщили, что их учебная нагрузка за последние три года практически не изменилась (45%), в тоже время у каждого пятого педагога она «значительно возросла» (21%) или «немного возросла (23%).

Педагогическим работникам предлагалось указать размер текущей ежемесячной заработной платы в данной школе. Немногим более половины учителей указали диапазон «20 000 - 29 999 рублей» (53,4%), еще треть отметила «10 000 - 19 999 рублей» (31,7%), что свидетельствует о том, что заработная плата большей части учителей превысила средний размер зарплаты в регионе или вплотную приблизилась к нему. Показательно, что подавляющее большинство педагогов сообщили, что их заработная плата увеличилась в течение последних трех лет (89%). По мнению трети учителей, изменение заработной платы связано с «изменением правил оплаты труда» (36%) или «изменением учебной нагрузки» (30%).

Параллельно проводилось анкетирование директоров школ. Всего было опрошено 36 руководителей общеобразовательных учреждений, представляющих 19 районов Тверской области. Анализ полученной информации показал, что средняя заработная плата всех педагогических работниках в школах, управляемых участниками исследования составляет 19,4 тысяч рублей. Для учителей, проработавших менее трех лет после окончания вуза, эта сумма – 14,9 тысяч рублей. Административно -управленческий персонал получает в среднем – 21,5 тысяч рублей, учебно-вспомогательный – 10 тысяч, а обслуживающий – 6,7 тысяч. Все директора, участвовавшие в исследовании, сообщили, что средняя заработная плата в расчете на одного педагогического работника в течение последних трех лет выросла (100%).

5.2. Доступность дошкольного образования

Основание - указ от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" пункт 2, подпункт "а"

Задача, содержащаяся в указе: принять меры, направленные на ликвидацию очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в ДОУ, предусмотрев расширение форм и способов получения дошкольного образования, в том числе в частных ДОУ.

Основание - указ от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" пункт 1, подпункт "в"

Задача, содержащаяся в указе: достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.

В рамках исследования проводилось анкетирование родителей дошкольников и заведующих детскими садами.

Всего было опрошено 133 родителя. Подавляющее большинство из них лучшей формой дошкольного образования считает детский сад (88%) и 96% - эту форму в настоящий момент использует, более половины предпочитает режим полного пребывания (12 часов) (59%), треть – режим сокращенного дня (8-10 часов) (30%).

Большинство опрошенных родителей не столкнулись с какими-либо ограничениями при выборе формы дошкольного образования для своего ребенка (84%). Те участники опроса, которые столкнулись с трудностями, чаще всего указывали на наличие очереди в детский сад (15 человек, 39%).

Участникам исследования был предложен вопрос: «Как Вы считаете, были ли какие-то изменения в лучшую сторону в этом учебном году по сравнению с прошлым годом в области дошкольного образования?». О положительных переменах сообщили 39% родителей, отрицает их наличие каждый четвертый респондент (25%), еще 36% - затруднились ответить. Главным положительным изменением участники опроса считают исчезновение очереди в детские сады (65%). Больше половины опрошенных оптимистично оценивают будущее дошкольного образования, указывая, что ситуация в нем в ближайшие три года улучшится (57%).

Параллельно проводилось анкетирование заведующих детскими садами. Всего было опрошено 38 руководителей из 24 населенных пунктов региона. Выяснилось, что в более чем половине дошкольных учреждений количество заявлений от поступающих осталось примерно таким же, как годом раньше (62%). Увеличилось оно в 35% детских садов. Две трети заведующих сообщили, что число воспитанников за последние три года увеличилось (76%). 37% руководителей ДОУ заявили, что в настоящее время очередь в их учреждение отсутствует. 58% - указали на наличие такой очереди. При этом 48% заведующих считают, что очередь в их детском саду стала меньше, а 35% респондентов полагают, что она не изменилась. Участникам исследования предлагалось в целом оценить ситуацию с местами в детских садах в их городе (селе). Мнения респондентов разделились примерно поровну. 45% заведующих считают, что мест хватает и столько же уверены, что мест недостаточно. Показательно, что большинство заведующих считают, что ситуация с очередью в детские сады за последний учебный год улучшилась (74%). Улучшение произошло, прежде всего, за счет увеличения норматива наполняемости групп (69%). Таким образом, можно говорить об устойчивой тенденции улучшения ситуации в сфере дошкольного образования, усиления его доступности в регионе.

5.3. Поддержка учителей, работающих с детьми из неблагополучных семей

Основание - Указ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» пункт 2, подпункт «в»

Задача, содержащаяся в указе: обеспечить реализацию мероприятий по поддержке педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей.

В рамках исследования проводилось анкетирование учителей и директоров школ.

Всего было опрошено 164 учителя, большинство из которых работает в общеобразовательных школах (91%). По мнению педагогов, дети из проблемных семей учатся во всех школах (99%), почти все учителя с ними работают (97%). Однако дополнительные выплаты за работу со сложным контингентом учеников получают лишь (28%). У тех, кто получает доплату, средний размер надбавки составляет 18% от основной заработной платы. В большинстве школ нет также каких-либо специальных условий для работы с детьми из социально-неблагополучных семей (86%).

В тоже время в большинстве школ проводятся бесплатные дополнительные занятия по основным предметам для детей из социально неблагополучных семей (79%). Почти везде имеются бесплатные секции, кружки, курсы, помимо предметов, входящих в базовую программу, например, спортивные секции (27,2%), «музыкальная, танцевальная, художественная, театральная школа, кружки» (26,8%). Повсеместно дети из социально неблагополучных семей привлекаются в подобные секции и кружки (96%).

Параллельно проводилось анкетирование директоров школ. Всего было опрошено 54 руководителя из 35 населенных пунктов Тверской области. Почти все директора сообщили, что в их школах учатся дети из проблемных семей (96%). В среднем их долю в общем контингенте учащихся респонденты оценили в 10,7 %.

Более половины директоров заявили, что их школа не получает какую-нибудь дополнительную государственную финансовую поддержку из-за того, что в ней обучаются дети из социально неблагополучных семей (56%). В тоже время 43% сообщил о такой помощи. 52% руководителей школ указали, что в их учреждениях не существуют дополнительные выплаты (надбавки к зарплате) педагогическим работникам за работу с детьми из социально неблагополучных семей. 46% респондентов отметили наличие таких надбавок. Надбавка педагога, работающего с детьми из социально неблагополучных семей в среднем равна 9%. Ответы директоров на вопросы о специальных условиях для работы с проблемными детьми, об их вовлечении в кружки и секции в основном совпали с ответами учителей, данными на подобные вопросы. Таким образом, в регионе пока еще не сложилось полноценной системы поддержки педагогов, работающих с детьми из социально неблагополучных семей, несмотря на значительное число таких учащихся.

Леонид ГРИГОРЬЕВ, руководитель рабочей группы по организации общественного мониторинга эффективности выполнения в регионе социальных задач, обозначенных в указах Президента РФ от 07.05.2012 г.

Поиск

Архив новостей

  • 2024 (95)
  • 2023 (226)
  • 2022 (247)
  • 2021 (158)
  • 2020 (187)
  • 2019 (203)
  • 2018 (259)
  • 2017 (161)
  • 2016 (218)
  • 2015 (197)
  • 2014 (223)
  • 2013 (229)
  • 2012 (198)
  • 2011 (189)
  • 2010 (111)
  • 2009 (8)
  • 1999 (1)