Главная Новости В. Левицкий: "Электронный рай в шалаше?"
В. Левицкий: "Электронный рай в шалаше?"
11.02.2014



Фото: Владимир Левицкий

Один из тверских крупных интернет-магазинов работает, не покладая сил. Кроме широкого выбора и быстрого получения товара, какие здесь существуют подводные камни?

Приглушенные разговоры, шелест обуви по кафельной плитке со следами ног от растаявшего снега с вкраплениями песка. Кто-то напряженно вглядывается в экран монитора, кто стоит на получение товара, а кто-то уже с покупкой довольный выходит из зала.

Неоднократно здесь я приобретал всякую всячину. Ноутбук, телевизор, электромясорубка, кабели и диски. Все покупалось без проблем. Пока не случилась проблема с товаром. Точнее, с заявленными характеристиками товара.

Хорошая видеокарта для компьютера. Стоимость около 10 тысяч рублей от известного производителя. Фирменная красочная упаковка, коробка не вскрыта, стоит заводская пломба. Как проверить-то? – спрашиваю. Услужливый молодой человек на выдаче отвечает, что, мол, можно проверить только внешний вид и комплектацию во вскрытой упаковке. А как же работоспособность товара? Ответ мне безапелляционен – согласно Закона о защите прав потребителей, у Вас есть 14 дней на возврат товара. Тестируйте и проверяйте дома как хотите.

Хорошо, Закон меня устраивает и я, довольный очередной покупкой, радостно добираюсь домой. Монтаж все еще пахнущей заводской упаковкой новенькой видеокарты в домашний компьютер. Подключение. Все работает.

Вечером ребенок, после сделанных уроков, садится за компьютер и включает свою любимую игру, во вкладке управления ставя самые крутые настройки игры – у нас теперь ведь сильная и качественная техника, игра красочная и динамичная, загляденье! 30 минут действия геймплея пролетели незаметно, внезапно Бах! Серый фон экрана, компьютер ни на какие действия не реагирует. Прихожу, выключаю – ничего другого не выходит, перезагруз. Все нормально работает.

На следующий день скачал тестовую программу с интернета и весь выходной видеокарту «прогонял» в разных режимах. За 6 часов – 2 «вылета» при максимальной нагрузке. И это с только что купленной видеокартой. Как быть дальше? А как она поведет себя через год – отказы участятся или нет? Повез в магазин обратно. И тут начались куралесы и интерпретации того самого закона о 14 днях на возврат.

Для начала – в отделе гарантийной приемки мне сразу заявили, что возврат товара невозможен, т.к. она со следами износа. Прошу подробности сей мысли. Разъясняют – следы потертостей на контактах. Я, конечно объясняю, что мне нужно было вставить товар в компьютер и включить, чтобы проверить. Вот! – победно говорит приемщик – значит, карта снимается с возврата и идет только по гарантийному случаю. Не волнуйтесь – сдавайте товар, мы его протестируем сами и если что откажет – сами сдадим в брак. Ну что делать – оставляю под расписку о приемке на тест. Благо на это время, знаю, гарантия на возврат продлевается.

Прихожу через несколько дней, как договорились. В ответ на мой вопрос слышу что, мол, карта полностью исправна, забирайте.  Нет, говорю, хочу обмен на такую же. Отказ. Спрашиваю: «Почему?». Ответ меня ввел в кратковременный ступор. «У Вас право обмена 14 дней закончилось уже». Я говорю – возвратите мне кассовый чек и документ о приемке на тестирование, где указана дата, когда срок 14 дней еще не истек. Мне отвечают, что чек получите, а документа о нашей приемке у вас нет. Спрашиваю «Почему?». Отвечают, что такие документы они на руки НЕ ВЫДАЮТ (??) и рвут мой документ о приёмке на тестирование, который я им 5 минут назад сам отдал, на моих глазах (наверное, чтобы окончательно добить) и выбрасывают в урну под столом.

Долго далее описывать мои дальнейшие действия, как я доказывал главному менеджеру свою правду. Вот ИХ логика – для Вашего уже опыта, поделюсь откровенно:

1. Товар, согласно ИХ нормативным актам, со вскрытой упаковкой, ВОЗВРАТУ НЕ ПОДЛЕЖИТ.

2. Товар со следами эксплуатации, ВОЗВРАТУ НЕ ПОДЛЕЖИТ. То есть, в теории, если Вы, купив компьютерную плату или тот же электрочайник, вставили его в розетку, то на электрической вилке останутся следы от вставления в розетку, ТОВАР ИСПОРЧЕН И ВОЗВРАТУ НЕ ПОДЛЕЖИТ.

3. Если Вы защелкнули на товаре крепление, фиксатор и другие приспособления, входящие в комплект, товар автоматически снимается с возможности возврата в срок 14 дней и ВОЗВРАТУ НЕ ПОДЛЕЖИТ.

Напомню – все это согласно ИХ внутриведомственным документам. Что же гласит закон?

Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества.

«Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества производится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный чек или кассовый чек, выданные потребителю вместе с проданным указанным товаром.»

Основания для обмена установлены весьма широкие: товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру либо по иным причинам не может быть использован потребителем. Такой безграничный перечень делает практически нереальной возможность отказа в обмене в связи с отсутствием основания для этого. В случае отказа в обмене и несогласия потребителя с этим он вправе предъявить к продавцу соответствующий иск в суде. К Вашему сведению, по общеизвестной практике, в отсутствие признаков подлога или обмана покупателем, суды в 90% случаев встают на сторону покупателя. И это для нас с Вами, потребителями – правильно. А продавцы пусть уже сами разбираются со своими поставщиками товара о причинах возврата.

Как вывод – мои советы:

1. Сохраняйте кассовый чек или другой платежный документ на купленный товар и ни при каких условиях не отдавайте этот самый важный документ Продавцу товара.

2. Сохраняйте всю комплектацию товара вплоть до винтика, провода и пр.

3. Сохраняйте всю упаковку, что шла в комплектации товара. Даже полиэтиленовые пакеты, в который был упакован товар.

4. По возможности, не нарушайте целостность внешнего вида товара (царапины, следы монтажа и пр.)

5. При оплате товара кредитной картой, деньги возвращаются покупателю так же на эту кредитную карту. В этом случае деньги Вы увидите на карте так скоро, как быстро сработает Ваш банк, где оформлена кредитка. Обычно это от 1-2 до 14 дней. Мне деньги пришли на 3-й день. Не забудьте взять с собой Ваш паспорт!

6. При гарантийном случае – требуйте документ на руки о приемке от торговой организации с указанием даты приемки, печати организации, подписи и расшифровкой фамилии представителя торговой или сервисной организации. Помните, что на время тестирования или ремонта товара, срок гарантии (или возврата в 14 дней) продляется на это затраченное время.

7. При возникновении какого-либо спорного вопроса — Вы (покупатель/потребитель) не один – есть знающие люди, которые уже сталкивались с подобными случаями, а в каждом более-менее крупном населенном пункте есть отдел по защите прав потребителей. Имейте в виду, что теоретически может понадобиться Ваша экспертиза купленного товара, качество которого Вас не устраивает. И проведение ее будет за Ваш счет (это может понадобиться в случае разбирательств в суде).

С розничной торговлей в магазине с правовой точки зрения все более-менее понятно. А как быть в случае интернет-торговли, которая всё интенсивнее входит в нашу жизнь? За ответом я обратился к ведущему специалист-эксперту отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Тверской области Марине Андреевне Жуковой:

— В указанном случае продажа товара осуществлялась дистанционным способом. Этот вид торговли регулируется отдельными правилами (Правила продажи товаров дистанционным способом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612), в соответствии с которыми потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение семи дней, при условии, что этот товар надлежащего качества, сохранен его товарный вид и потребительские свойства. Если потребитель не был проинформирован о семидневном сроке возврата товара в письменной форме в момент доставки, то он вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи.

Что касается четырнадцатидневного срока обмена товара, то указанная в ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» норма не распространяется на правоотношения, возникающие в сфере дистанционной торговли, так как этой статьей ограничивается перечень тех товаров надлежащего качества, который можно вернуть обратно. При дистанционной торговле можно вернуть любой товар, начиная от шариковой ручки заканчивая холодильником или мультиваркой. При условии если этот товар не использовался потребителем.

В рассматриваемом материале ситуация касается товара ненадлежащего  качества. Последствия продажи такого товара, приобретенного дистанционным способом, устанавливаются положениями ст. 18 - 24 Закона РФ «О защите прав потребителей», а именно: при обнаружении недостатков потребитель вправе потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же или другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение установленного гарантийного срока, а если этот срок не установлен, то в пределах двух лет.

При этом продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара, а в случае спора о причинах возникновения недостатков при наличии гарантии и в период ее действия продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. На основании экспертного заключения и решается вопрос об удовлетворении требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы и, в случае несогласия с ее результатами, оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если продавец игнорирует подобный порядок, предусмотренный правилами дистанционной торговли, то следует обращаться за защитой в суд, предъявив установленные законом требования, а также о возмещении всех расходов.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что знание своих прав и советы людей, которые уже сталкивались с подобными случаями, помогут вам в похожих ситуациях.

Будем надеяться, что ситуация, описанная выше, у Вас не возникнет. Но, как говорят – ЗНАНИЕ – СИЛА!  Боритесь за свои права грамотно и до конца, НО ЧЕСТНО.

Эпилог. Я все же доказал свою правоту перед торгующей организацией мирным путем, мне пошли навстречу и возвратили уплаченные мной деньги. Из принципа я приобрел точно такую же видеокарту, которая уже больше месяца безотказно работает в домашнем компьютере на радость всей семьи.

Удачи Вам всем!

Владимир ЛЕВИЦКИЙ, член Общественной палаты Тверской области

Поиск

Архив новостей

  • 2024 (93)
  • 2023 (226)
  • 2022 (247)
  • 2021 (158)
  • 2020 (187)
  • 2019 (203)
  • 2018 (259)
  • 2017 (161)
  • 2016 (218)
  • 2015 (197)
  • 2014 (223)
  • 2013 (229)
  • 2012 (198)
  • 2011 (189)
  • 2010 (111)
  • 2009 (8)
  • 1999 (1)