Главная Новости На Совете Общественной палаты обсудили состояние тверских водоемов
На Совете Общественной палаты обсудили состояние тверских водоемов
16.04.2014


Фото: пресс-служба Общественной палаты

В работе Совета Общественной палаты региона также приняли участие министр природных ресурсов и экологии Тверской области С.В. Орлов и руководитель Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры М.М. Айкереков.

Накануне заседания представители Общественной палаты выборочно проинспектировали берега водоемов в Твери и подготовили фотоотчет, который продемонстрировали участникам дискуссии.

— В ходе рейда нами обнаружено большое количество бытовых отходов. Имеющийся там в большом количестве мусор не просто ухудшает рекреационную привлекательность прибрежных акваторий, но и наносит экологический и экономический ущерб водным биоресурсам. Со стороны общественности нам необходимо выработать комплекс охранных мер, используя формы и методы общественного контроля, – прокомментировала актуальность повестки дня председатель Общественной палаты Лидия Туманова.

Сергей Орлов в своем выступлении отметил ряд проблем в деле охраны водных объектов региона. К ним относится загрязнение берегов рек бытовыми отходами, зарастание прибрежной зоны кустарниками и деревьями, превышение норм содержания в воде химических веществ, а также зарастание самих русел рек водной растительностью.

Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области в течение 2014 года планирует провести комплекс мероприятий по расчистке русел нескольких рек в Тверской области. В частности, продолжится ликвидация загрязнений и засорений на р. Тьмака: особое внимание будет обращено на участок от устья до территории ТЭЦ-1. Требуют расчистки р. Лазурь в Твери и р. Крупица в пос. Калашниково. С Лазурью – особая ситуация. Дело в том, что этот участок водной поверхности потерял статус реки и отныне считается разрозненным водоемом. Поэтому проектная документация на очистительные работы потребовала корректировки.

Министерством ведется работа по установлению границ водоохранных зон и прибрежных полос, закреплению их на местности специальными информационными знаками. Усилиями чиновников проводятся мероприятия по расчистке берегов рек от завалов упавших деревьев. Для очистки берегов от бытового мусора привлекаются общественные организации.

— Ежегодно активисты экологических организаций и сознательные горожане выходят на берега водоемов для проведения экологических десантов. Мы самостоятельно собираем и вывозим десятки и сотни мешков с бытовыми отходами, несмотря на то, что эти функции закреплены за органами местного самоуправления, – отметил Сергей Орлов.

Что касается состояния самой воды, протекающей в тверских водоемах, то в основной своей массе она относится к 3-му классу качества и характеризуется как «загрязненная». В целом, подчеркнул министр, ситуация в нашем регионе по сравнению, например, с Московской областью вполне благоприятная. За последние 5 лет в Тверской области не было зарегистрировано ни одной экстренной ситуации, связанной с загрязнением поверхностных вод. В отношении содержания химических элементов в составе воды также была отмечена стабильная ситуация: наблюдались превышения допустимых норм содержания железа, марганца, меди и цинка, однако эти показатели не достигали в предыдущие годы экстремальных значений.

Тверской природоохранный прокурор Мурат Айкереков, в свою очередь, отметил, что проведению водоохранных мероприятий в Тверской области уделяется недостаточное внимание.

— В  последние несколько лет остро встал вопрос загрязнения Волги и других рек Тверского региона сточными водами хозяйственно-бытового назначения и канализации. Неудовлетворительное техническое состояние очистных сооружений хозяйствующих субъектов, применение низкоэффективных методик очистки сточных вод, интенсивное частное и дачное домостроение в поймах рек являются причинами загрязнения водных объектов. Кроме того, одним из основных фактов загрязнения водных объектов является попадание неочищенных канализационных стоков в связи с аварийными ситуациями на канализационных и ливневых сетях по причине их изношенности, – отметил Айкереков.

В качестве основных причин сложившейся ситуации органы надзора называют отсутствие, либо недостаточность очистных сооружений, отсутствие четкой программы действий по техническим мероприятиям и инвестициям, необходимым для минимизации ущербов от загрязнения и восстановления деградирующих водных объектов.

Результаты проверок Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры  свидетельствуют о том, что на территории г. Твери распространены нарушения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, при сборе сточных вод в водные объекты. Так, на поднадзорной территории за 2012-2013 гг. в сфере законодательства об охране вод прокуратурой выявлено около 600 нарушений закона.

В ходе заседания выявилась и еще одна причина отсутствия должного внимания к охране водных объектов со стороны муниципальных образований области – отсутствие на местах программ по охране окружающей среды, а также специалистов-экологов, способных осуществлять оперативное реагирование на возникающие проблемы. Эта проблема комплексная и требует вмешательства власти и поддержки со стороны общественности.

Несмотря на имеющиеся проблемы, в ходе заседания было отмечено, что за последние годы стала увеличиваться активность населения тверского региона по решению экологических проблем: многие проекты удается реализовать благодаря грантовой поддержке общественных организаций, активнее используется Программа поддержки местных инициатив, практикуется шефство над особо охраняемыми природными территориями, совершенствуются практики экологического просвещения учащейся молодежи, общественного инспектирования с участием добровольцев. Положительный опыт в этом направлении участники заседания сочли необходимым распространять среди всех муниципальных образований.

Подводя итог обсуждению, члены Общественной палаты приняли решение совместно с Министерством по охране окружающей среды Тверской области разработать Положение об общественном контроле за состоянием водоохранных и прибрежных зон водоемов, сформировать группы общественного контроля и определить первоочередные задачи. Серьезной разработкой станет совместная Стратегия действий по улучшению благоустройства и поддержки благоприятного состояния водоохранных и прибрежных зон водоемов, куда войдут все высказанные чиновниками и общественниками рекомендации, а также предложения представителей природоохранных организаций, экспертов-экологов.

 

Пресс-служба Общественной палаты Тверской области. Тел. 34-78-59

Поиск

Архив новостей

  • 2024 (64)
  • 2023 (226)
  • 2022 (247)
  • 2021 (158)
  • 2020 (187)
  • 2019 (203)
  • 2018 (259)
  • 2017 (161)
  • 2016 (218)
  • 2015 (197)
  • 2014 (223)
  • 2013 (229)
  • 2012 (198)
  • 2011 (189)
  • 2010 (111)
  • 2009 (8)
  • 1999 (1)