Главная Новости Кадровое обеспечение медицинских организаций средним медицинским персоналом: проблемы и пути решения
Кадровое обеспечение медицинских организаций средним медицинским персоналом: проблемы и пути решения
14.05.2021

13 мая 2021 года депутаты Законодательного Собрания Тверской области, члены Общественной палаты Тверской области, руководители муниципальных образований и представители медицинского сообщества региона в рамках «круглого стола», прошедшего на площадке Ржевского медицинского колледжа, обсудили проблему кадрового обеспечения медицинских организаций области средним медицинским персоналом.

Открывая встречу, председатель Законодательного Собрания Тверской области Сергей Голубев отметил, что проблема обеспечения кадрами больниц, поликлиник и ФАПов в области существует довольно долгое время, однако сегодня она стала  значительно острее.

- Пандемия короновируса резко обострила эту застаревшую проблему, - отметил Сергей Голубев. - То, что происходило в прошлом году, вызвало усиление диспаритета зарплат медиков в столичных регионах и пограничных с ними областях. В частности, это привело к значительному оттоку кадров, в том числе из нашего региона. Вторая причина состоит в том, что за последний год многие врачи, достигшие солидного возраста - опытные и высококвалифицированные специалисты - ушли из государственной медицины.

Обсудили участники диалога и проблемы самих учебных заведений, в которых готовятся кадры среднего медицинского звена – медицинские сестры, фельдшеры, лаборанты. В регионе шесть профильных колледжей, причем, конкурс при поступлении весьма значительный.

В Тверском медицинском колледже, к примеру, на специальность «сестринское дело» в прошлом году было одиннадцать претендентов на одно место. Тем не менее, по мнению директора колледжа Татьяны Соцкой, хорошая подготовка студентов самой Тверской области особо счастья сразу не приносит.

- Студенты, которые в колледже на пятерки учатся, после выпуска пополняют ряды не среднего медицинского персонала в больницах и поликлиниках, а студентов высших медицинских учебных заведений, - заявила Татьяна Соцкая.

Еще одна проблема, о которой педагоги-медики буквально кричат – старение педагогических кадров.

- Молодому педагогу, у которого нет ни опыта, ни стажа нам приходится доплачивать до МРОТ, чтобы он трудоустроился к нам. Это очень серьезная проблема. У нас сейчас немало возрастных педагогов, и мы, естественно, обеспокоены тем, что скоро они уйдут на пенсию, а молодые кадры к нам не придут. Для молодых педагогов нет мер социальной поддержки – ни квартир, ни общежитий, ни каких-то доплат, - сказала Татьяна Соцкая.

Руководитель рабочей группы Общественной палаты Тверской области по демографической политике и здравоохранению Игорь Алышев предложил вернуть в систему среднего медицинского образования целевой набор студентов с последующим обязательным их трудоустройством после получения дипломов.

- Льготный  и правовой статус медицинских работников необходимо приравнять к военнослужащим и работникам силовых органов. Также совместно с представителя депутатского корпуса мы должны изучить опыт пилотного проекта по новой системе оплаты труда медработников, запуск которого состоялся недавно в первых семи регионах РФ, - отметил Игорь Алышев.

Обеспечение молодых специалистов жильем - одна из важнейших проблем. В некоторых крупных городах власти выделяют жильё для медиков. Например, в Ржеве городское руководство этот вопрос решает.

- В прошлом году мы предоставили две квартиры, в этом году в качестве служебного жилья для врачей выделим ещё пять квартир, - отметил глава Ржева Роман Крылов.

Но если в районных центрах приезжающим еще можно подобрать квартиру, либо комнату, то на селе служебного жилья просто не существует.

- В Селижаровском муниципальном округе маневренного жилого фонда нет. Однако мы находим возможность компенсировать молодым специалистам затраты по найму жилого помещения, - поделилась опытом заместитель главы Селижаровского муниципального округа Светлана Рябова.

Один из вариантов решения жилищной проблемы, к примеру, для фельдшеров - это их проживание в районном центре, а работа – в сельском ФАПе. Тем более, во многих муниципалитетах региона у медицинских работников есть либо льготы по оплате проезда в муниципальном транспорте, либо проезд вообще бесплатный.

- Мы, наверное, будем менять сумму подъемных средств медикам, которые будут у нас работать, прежде всего, на селе. Будем предпринимать меры к появлению программы по строительству жилья для среднего медицинского персонала в районах области. Это перспективная задача и её необходимо просчитать. Решение поднятых проблем – дело, конечно, непростое, но при участии депутатского корпуса, министерства здравоохранения и министерства финансов, мы, я надеюсь, изыщем средства для того, чтобы еще и деньгами помогать выпускникам медицинских колледжей, которые намерены работать в наших больницах и поликлиниках. Особенно это касается тех специалистов, кто отправится на село, - отметил председатель комитета по социальной политике Артур Бабушкин.

По итогам обсуждения темы участники круглого стола подготовили ряд рекомендаций:

Законодательному Собранию Тверской области совместно с Министерством здравоохранения Тверской области:

1. Изучить вопрос возможности внесения изменений в федеральное законодательство, регулирующее правоотношения в сфере образования в Российской Федерации, определяющих условия приема в образовательную организацию и обучения по образовательным программам среднего профессионального образования по медицинским специальностям на основании договора о целевом обучении с органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Рассмотреть возможность обращения в Министерство здравоохранения Российской Федерации с предложениями по изменению сроков и этапов перехода к процедуре аккредитации специалистов для допуска к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала в части отмены с 1 января 2021 года обязательной аккредитации для медицинских работников предпенсионного и пенсионного возраста.

Министерству здравоохранения Тверской области:

Расширить комплекс мер, направленных на решение вопросов кадрового дефицита в медицинских организациях Тверской области, в рамках которых особое внимание необходимо уделить:

 

- совершенствованию системы оплаты труда медицинских работников, в частности увеличению доли должностного оклада в структуре заработной платы;
- стимулированию прохождения медицинскими работниками повышения квалификации и обмена опытом для повышения качества их профессиональной подготовки;
- предоставлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, имеющим среднее профессиональное образование, прибывшим после прохождения обучения на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, в которых они родились и выросли;
- организации совместно с органами местного самоуправления профориентации школьников и более тщательному подбору абитуриентов, направляемых на целевое обучение в медицинские образовательные организации;
- реализации совместно с органами местного самоуправления адресного подхода в целях привлечения среднего медицинского персонала для работы в государственных медицинских организациях Тверской области и создания необходимых условий для осуществления ими профессиональной деятельности и их жизненного обустройства, в том числе посредством размещения на едином информационном ресурсе данных о свободных вакансиях в медицинских организациях и мерах поддержки медицинских работников органами местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования;
- стимулированию медицинских работников, осуществляющих руководство производственной практикой учащихся медицинских образовательных организаций среднего профессионального образования;
- организации прохождения производственной практики учащимися медицинских колледжей в государственных медицинских организациях Тверской области по месту жительства;
развитию института наставничества.

 

1. Разработать комплекс мер, направленных на укрепление материально-технической базы медицинских образовательных организаций среднего профессионального образования, в том числе предусматривающий проведение ремонта зданий и помещений, а также обеспечение служебным автотранспортом.

2. Рассмотреть возможность актуализации плана мероприятий программы модернизации первичной медико-санитарной помощи в части:

 

- увеличения количества, планируемых к установке модульных быстровозводимых фельдшерско-акушерских пунктов;
- обеспечения медицинским оборудованием существующих фельдшерско-акушерских пунктов;
- обеспечения фельдшеров служебным автотранспортом;
- проведения эксперимента по внедрению мобильных фельдшерскоакушерских пунктов.

 

1. Рассмотреть возможность выделения средств из областного бюджета Тверской области на софинансирование расходов муниципальных образований Тверской области по строительству и приобретению жилых помещений для предоставления по договорам социального найма работникам бюджетной сферы, в том числе медицинским работникам.

2. Изучить опыт других субъектов Российской Федерации в сфере кадрового обеспечения медицинских организаций средним медицинским персоналом.

 

Органам местного самоуправления муниципальных образований Тверской области:

1. Активнее взаимодействовать с Министерством здравоохранения Тверской области в решении вопросов кадрового дефицита в медицинских организациях Тверской области, в том числе проводить работу по профориентации школьников и подбору абитуриентов и направлению на обучение в медицинские образовательные организации.

2. Проводить работу по привлечению среднего медицинского персонала для работы в государственных медицинских организациях Тверской области и созданию необходимых условий для обеспечения их жизненного обустройства на территории муниципального образования, предусматривающих:

 

- предоставление медицинским работникам жилых помещений по договорам социального найма;
- возмещение расходов медицинским работникам по оплате аренды жилых помещений;
- выплату дополнительных стипендий обучающимся в медицинских образовательных организациях;
- предоставление ежемесячной стимулирующей выплаты молодым специалистам в сфере здравоохранения за счет средств местного бюджета;
- предоставление бесплатного проезда в общественном транспорте на территории муниципального образования;
- развитие социальной инфраструктуры муниципального образования и обеспечение первоочередного приема детей медицинских работников в образовательные организации.

 

При подготовке материала использованы фото, информация и официальные документы Законодательного Собрания Тверской области

 

Поиск

Архив новостей

  • 2021 (136)
  • 2020 (187)
  • 2019 (203)
  • 2018 (259)
  • 2017 (161)
  • 2016 (218)
  • 2015 (197)
  • 2014 (223)
  • 2013 (229)
  • 2012 (198)
  • 2011 (189)
  • 2010 (111)
  • 2009 (8)