Энергосбережение – задача комплексная |
21.03.2011 |
На минувшей неделе в конференц-зале Департамента финансов по инициативе Комиссии Общественной палаты Тверской области по вопросам местного самоуправления и жилищной политики состоялось заседание круглого стола «Пути повышения эффективности управления жилыми домами и энергосбережения в жилищно-коммунальном комплексе». В работе круглого стола приняли участие члены и эксперты Общественной палаты, руководители Региональной энергетической комиссии, департаментов ЖКХ Тверской области и г. Твери, ООО «Тверь Водоканал», тепло- и электроснабжающих организаций, ряда управляющих компаний, председатели ТОС и ТСЖ. Особую актуальность тема энергосбережения приобрела после принятия в ноябре 2009 года Федерального закона № 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», который установил ряд требований и обязательных мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности в сфере ЖКХ. В частности, Законом предусмотрено, что до 1 января 2012 года все собственники жилых домов и квартир в многоквартирных домах должны оснастить жилые помещения приборами учета потребляемой воды, газа, тепло- и электроэнергии. По этому поводу мнения участников «круглого стола» разделились. Одни говорили о том, что население может реально сэкономить на оплате за жилищно-коммунальные услуги, если будет экономно расходовать ресурсы и вести их учет. По мнению других – вместе с централизованным «оприбориванием» вырастут и тарифы на коммунальные услуги, что ни коим образом не отразится на кошельке граждан. В основном докладе, с которым выступила председатель комиссии Общественной палаты Тверской области Маргарита Ханская, было отмечено, что для успешного решения задачи энергосбережения в жилищно-коммунальном комплексе необходимо, во-первых, пересмотреть нормативы потребления на отопление, горячее и холодное водоснабжение, а также обеспечить проведение капитального ремонта домов, привести в надлежащий порядок теплосети. Во-вторых, рассмотреть возможность компенсации гражданам части расходов на установку счетчиков за счет бюджетных ассигнований и средств генерирующих компаний. Еще одна приоритетная задача, решение которой облегчило бы жизнь некоторым слоям населения – предоставление пятилетней рассрочки на оплату установки приборов учета. Законом № 261 такая мера предусмотрена, но на практике распространяется лишь на некоторые виды счетчиков. Кроме того, собственники (или ТСЖ) должны самостоятельно разыскивать исполнителей на монтаж счетчиков. Данные компании сегодня освобождены от лицензирования своей деятельности, а значит, за качество работы никто не ответит. К слову, качественную работу счетчика тоже никто не гарантирует. С момента установки индивидуального прибора учета ответственность за его содержание, поверку, замену и ремонт будет нести сам собственник. Как видно, на всем пути от поставщика энергоресурсов к потребителю в регионе имеется немало препятствий. Участники мероприятия постарались выработать ряд рекомендаций по повышению эффективности управления жилыми домами и энергосбережения в жилищно-коммунальном комплексе. Эксперт ОП Гарри Ламакин предложил создать в области Центр энергосбережения, определить его статус, права и обязанности, а также установить конкретный перечень организаций, ответственных за ресурсоснабжение. Другой эксперт ОП Юрий Сперанский считает необходимой разработку новых и корректировку имеющихся программ энергосбережения, которые в обязательном порядке должны быть на уровне региона и в каждом муниципальном образовании. В программах необходимо предусмотреть и бюджетное финансирование процедур энергосбережения. Большинство участников круглого стола были единодушны в том, что зачастую на руководящие посты в управляющих компаниях, ТСЖ, ЖСК, ресурсоснабжающих и прочих организациях приходят люди, не имеющие должной квалификации. Для них, по мнению специалистов, необходимо организовывать переобучение, а также дополнительные курсы по тематическим направлениям энергосбережения. Положительный опыт работы можно перенимать и у председателей «продвинутых» ТСЖ, которые своими активными и грамотными действиями уже смогли сократить расходы жильцов на коммунальные услуги. Такая экономия позволяет выделять дополнительные средства на обслуживание дома и благоустройство территории. Улучшение качества управления жилыми домами, а также выгоду на своем кошельке уже ощутили жильцы некоторых домов. Однако «управдомам» необходимо постоянно повышать квалификацию и идти в ногу со временем, чтобы работать в интересах собственников жилья. В этой связи большие надежды в подготовительной работе кадров возлагаются на недавно созданную общественную организацию – Ассоциацию ТСЖ и ЖСК. В числе других предложений собравшихся за круглым столом – сделать акцент на предусмотренных Федеральным законом №261 мерах по информированию населения о способах осуществления энергосбережения в своих домах и квартирах, проводить обширную разъяснительную кампанию. Сегодня перед органами власти, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, общественными организациями и средствами массовой информации фактически стоит совместная задача помочь гражданам ощутить себя по-настоящему рачительными хозяевами. Очевидно, что энергосбережение – задача комплексная, и быстро все проблемы не решить. На федеральном уровне депутаты Государственной Думы уже считают целесообразным отсрочить выполнение 261-го ФЗ, ни много ни мало, до 2015 года. Возможно, за это время удастся навести порядок в разобщенной жилищно-коммунальной системе Тверской области. Члены и эксперты Общественной палаты по итогам круглого стола выработали ряд рекомендаций, призванных ускорить, централизовать процесс энергосбережения и повысить его эффективность. После обобщения рекомендации будут направлены в профильные инстанции властных, коммерческих и общественных институтов.
Пресс-служба Общественной палаты Тверской области |