Космический прорыв Юрия Гагарина глазами современной молодежи |
05.04.2011 |
В марте 2011 года Комиссией Общественной палаты Тверской области по развитию гражданского общества и благотворительности совместно с кафедрой социологии и социальных технологий Тверского государственного технического университета было организовано и проведено прикладное социологическое исследование на тему «Космический прорыв Юрия Гагарина глазами современной молодежи». (Научный руководитель – профессор Григорьев Л.Г., исполнители – студентки специальности Социология ТГТУ Стрелкова О., Котова Ю., Фролова А.). Целью исследования, посвященного пятидесятилетию первого космического полета, стало изучение представлений учащейся молодежи г. Твери о достижениях отечественной космонавтики. С помощью метода анкетирования было опрошено 200 человек (старшеклассники средних общеобразовательных школ № 3 и 36, учащиеся профессиональных лицеев № 15 и 48, студенты Тверского колледжа имени Коняева). Среди участников опроса – 133 девушки и 67 юношей. Одной из задач социологического опроса являлось изучение информированности учащихся об отечественных достижениях в сфере освоения космического пространства, о первых героях – покорителях космоса. Что знает современная российская молодежь, например, о полете Юрия Гагарина и самом первом космонавте? Выяснилось, что более половины участников опроса знают точную дату «космического прорыва» - 12 апреля 1961 года (64,5% учащихся). Правда, среди девушек таких знатоков оказалось целых 85%, а среди молодых людей всего 44%. Еще 9% респондентов правильно указали год полета, 6,5% сумели назвать месяц. Не представляют себе, когда же Гагарин совершил свой полет целых 17% респондентов. Еще 20 лет назад почти каждый советский школьник знал, что полет первого космонавта длился 108 минут. А что думают об этом современные учащиеся? Правильный ответ дали только 28 % учащихся, которые считают, что первый полет Юрия Гагарина длился более часа. Остальные полагают, что первый полет длился сутки (47,5%), несколько суток (17,5%) или даже «всего несколько минут» (11,5%). 23% участников исследования не смогли дать никакого ответа на этот вопрос. В ходе опроса выяснилось, что многие учащиеся понятия не имеют, где родился первый российский космонавт (30%), однако пятая часть все же дала правильный ответ, назвав деревню Клушино (21,5%), 20,5% участников опроса выбрали Смоленск. Любопытно, но 19,5% респондентов решили, что первый покоритель космоса мог появиться на свет только в Москве! Откуда среднестатистический российский старшеклассник или учащийся профессионального лицея, колледжа получил информацию о полете Юрия Гагарина? На вопрос анкеты «Откуда Вы узнали про Юрия Гагарина и его полет?» были получены следующие ответы. Многим участникам опроса про первого космонавта рассказывали в школе (33%); 25% опрошенных о знаменитом космическом полете узнали в семье из рассказов ближайших родственников; 23% учащихся почерпнули знания о подвиге Юрия Гагарина из телепередач, 8,7% – из газет или журналов, и лишь 6% – из книг. От друзей узнали про Гагарина всего 1,1% учащихся. Удивительно, но почти никто не получил подобную информацию из Интернета (1,5%). Итак, школа – главный источник знаний о первых покорителях космоса. В школе информацию о полете Юрия Гагарина половина респондентов получала на уроках истории (49,5%), 20% – на классных часах, 6% – на уроках литературы, 5% – на занятиях по астрономии. 11% учащихся сообщили, что в школе про первооткрывателей космоса им не рассказывали. А знают ли старшеклассники других российских космонавтов? В ходе исследования выяснилось: тот факт, что первой женщиной-космонавтом была Валентина Терешкова известен почти всем (96,2%) Участникам исследования предлагалось также назвать имена известных им советских космонавтов, кроме Юрия Гагарина. Среди других космонавтов, кроме Юрия Гагарина, которых знают учащиеся, были названы: Терешкова (46%) (ее указали 64% девушек и только 29% юношей), Гречко (10,5%), Титов (8,5%), Леонов (5%). В единичных анкетах также упоминались Усачев, Шаталов, Севастьянов, Елисеев, Соловьев, Жуков, Макаров, Попов, конструктор Королев и даже американский астронавт Армстронг! Никого не смогли назвать лишь 4% учащихся. Зато 15,5% (!) участников опроса среди первых отечественных космонавтов назвали собак Белку и Стрелку, видимо, под впечатлением от популярного в молодежной среде анимационного фильма «Звездные собаки Белка и Стрелка» Знают ли учащиеся что-нибудь о тверских покорителях космоса? Оказалось, что почти ничего! 68% ответивших не знают никаких космонавтов из Тверской (Калининской) области. 26,5% учащихся полагают, что это – Валентина Терешкова. Может быть это объясняется существованием в областном центре площади ее имени. Только 3,5% участников опроса знают имя тверского космонавта – Олега Макарова. Объяснение подобной ситуации можно найти, обратившись к ответам на следующие вопросы анкеты. На вопрос «Какие книги о космонавтике и космонавтах Вы читали?» были получены следующие ответы: 42,5% респондентов книг о космонавтике не читали вообще, 20% «читали об этом в энциклопедиях» (27% девушек и 10% юношей), 6% «пользовались справочниками о космонавтике», еще 6% читали книги о жизни Ю.Гагарина. Также были названы книга «Я познаю мир» (4,5%), произведение Кира Булычева «про приключения Алисы» (3%) и просто «фантастические книги» (1,5%). Какие фильмы, посвященные космонавтике, смотрели участники опроса? Выяснилось также, что 31% учащихся смотрели документальные фильмы о космонавтике (35,6% девушек и 21,4% юношей), 24% назвали «Звездные воины» (28,6% юношей и 20% девушек), 10,5% – «Армагеддон», 8% – «Чужие», 5,7% – «Незнайка на Луне», «5 элемент» – 3,5%, «Тайна третьей планеты» – 1%. Только 2,5% участников опроса не смотрели никаких фильмов про космонавтику. В ходе социологического исследования требовалось не только выявить знания учащихся об истории отечественной космонавтики, но и изучить отношение молодежи к ее героическим страницам. Участникам исследования предлагалось ответить на вопрос «В чем, на Ваш взгляд, заключается вклад Юрия Гагарина в развитие нашей страны?». 34% ответивших считают, что главная заслуга Юрия Гагарина заключается в том, что «он был первым человеком, полетевшим в космос» (девушек 37%, юношей – 29%); 22,6% полагают, что он «совершил громадный вклад в развитие науки»; 17% отметили, что «день его полета стал национальным праздником»; 14% – «открыл новую эпоху в истории человечества» (девушек 10%, юношей – 21%); по мнению 12% опрошенных, он «повысил престиж нашей страны» (девушек 5%, юношей – 15). Одновременно учащиеся должны были ответить на вопрос «Чем лично для Вас является полет Юрия Гагарина?» Оказалось, что для 26,7% учащихся полет Гагарина, прежде всего, «вклад в развитие науки» (28,6% - юноши и 25,8% девушки), для 21% - это «повод для гордости» и «факт из истории страны», для 19% ответивших – «проявление героизма» (12,7% юноши и 22% девушки). Только для 6,7% участников «полет Гагарина ничего не значит» (9,5% юноши и 5,3 девушки). А 5 % учащихся охарактеризовали его, как «пример для подражания». А как относятся современные тинэйджеры к профессии космонавта, о которой мечтали их советские сверстники еще 30-40 лет назад? Уважаемой, но не популярной профессию космонавта считают 51% опрошенных (56,2% девушки и 40% юноши), 19% считают данную профессию престижной, 17% полагают, что молодежь к ней равнодушна. 13% учащихся вообще затруднились ответить на этот вопрос. В советское время полеты в космос прочно ассоциировались с проявлением героизма, а космонавты воспринимались как люди своей работой, совершающие подвиг. В связи с этим тверским старшеклассникам, учащимся лицеев и студентам колледжа был предложен вопрос «Как Вы думаете, способны ли современные молодые люди на совершение героического поступка?» Выяснилось, что 38% респондентов считают, что современные люди «скорее не способны на совершение героического поступка» (в основном так считают девушки – 45,5%, юноши – 22,7%), 25,3%, что «скорее способны, чем нет» (38% юношей и 20% девушек), только 18,2% ответили – «безусловно способны» (33,3% юношей и 10% девушек), 2,5% - «безусловно не способны». 16% учащихся затруднились ответить на этот вопрос. Советские космонавты были кумирами молодежи своего времени, становились объектом подражания. А на кого из выдающихся личностей прошлого или наших современников хотели бы быть похожи участники опроса? 55% учащихся вообще затруднились ответить на этот вопрос. 19,5% не хотят быть ни на кого похожими, предпочитают быть собой (в основном это девушки – 24,6%, юноши всего 3,1%), 11,5% – на какую-нибудь историческую личность (упоминались, например, Петр I, Екатерина II), 5,5% - на актера или актрису (юноши 18,8%, девушки – 8,8%) 2,5% – на певца или певицу (юноши 9,4% и девушки 3,5%). На Юрия Гагарина хотят быть похожи лишь 2 участника опроса (1%)! Таким образом, проведенное исследование показало, что, несмотря на прошедшие с момента первого космического полета полвека, имя Гагарина известно в нашей стране любому школьнику. Однако знает о его космической одиссее современная молодежь гораздо меньше, чем ее советские ровесники. Как и прежде информацию о Гагарине, большинство получает на школьных уроках. Другие потенциальные источники информации используются в гораздо меньшей степени. Совершенно не связан с космической тематикой, пользующийся огромной популярностью у молодежи Интернет. О других достижениях советской космонавтики и ее героях участники опроса знают мало. Что неудивительно, так как книг о космонавтике современные молодые люди почти не читают, а фильмов, за небольшим исключение, не смотрят. В сознании значительной части молодежи, в отличие от более старших поколений, полет Гагарина ассоциируется, прежде всего, с сухим фактом первого полета в космос и лишен какой-либо эмоциональной окраски, а профессия космонавта утратила, присущий ей в прошлом ореол героизма, и постепенно ушла из сферы интересов молодого поколения. Итоги социологического опроса показывают, что необходимо больше внимания уделять знакомству учащихся с историей отечественной космонавтики при изучении курсов российской истории, физики, астрономии. Воспитательный потенциал отечественных достижений в деле покорения космоса следует активнее использовать во внеучебной работе со школьниками, учащимися профессиональных училищ, студентов колледжей и вузов. Не стоит отказываться от применения в этой сфере лучших методических разработок советской эпохи (космические экспозиции в школьных музеях, празднование Дня космонавтики, конкурсы космических проектов, экскурсии в космические музеи и планетарии, встречи с космонавтами и т.п.) Успехи нашей страны в сфере освоения космического пространства должны привлечь внимание литераторов и кинематографистов, ориентированных на молодежную аудиторию. Пропагандируя славные страницы истории советской (российской) космонавтики необходимо использовать наиболее популярные у молодого поколения источники и каналы получения информации (создать тематические Интернет-сайты, разработать компьютерные игры с соответствующим содержанием и т.п.). В рамках краеведческой работы с учащимися необходимо популяризовать «тверские страницы» отечественной космонавтики, опираясь, например, на обширные материалы, собранные в Тверском государственном объединенном музее и Дворце творчества детей и молодежи. Свою лепту в такую работу могли бы внести и региональные СМИ. Пятидесятилетний юбилей первого полета в космос – хороший повод усилить внимание к лучшим достижениям отечественной науки, активнее использовать их в качестве инновационного подхода к воспитанию современной молодежи.
Пресс-служба Общественной палаты Тверской области |