Главная Новости Итоги работы Общественной палаты за 2009-2011 гг.
Итоги работы Общественной палаты за 2009-2011 гг.
02.02.2012

Доклад
Председателя Общественной палаты Тверской области В.А. Суслова
по вопросу «Итоги работы Общественной палаты Тверской области за 2009-2011 годы»

Общественная палата Тверской области создана и действует в соответствии с региональным законом Тверской области «Об Общественной палате Тверской области» от 18.09.2008 № 96-ЗО. Согласно закону, Общественная палата избирается каждые три года и осуществляет на территории области взаимодействие граждан, общественных объединений с органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации региональной государственной политики, а также в целях осуществления контроля за деятельностью органов власти.

Подводя общие итоги деятельности за трехлетний период, можно с уверенностью сказать, что она вполне состоялась как авторитетный общественный орган, с помощью которого общественность имеет возможность ставить в общеобластную повестку дня важные вопросы.

Накопленный за эти годы опыт, безусловно, становится востребованным в связи с формированием и на региональном уровне «большого правительства», так как Палата с самого начала своей деятельности работает в качестве основной площадки, на которой осуществляется общественная экспертиза законопроектов, отслеживается ход выполнения социально значимых целевых областных программ. Она сообщает на уровень областных органов власти свое видение имеющихся проблем, организует совместно с властью их решение в консультативном, рекомендательном порядке.

За отчетный период состоялось 9 пленарных заседаний палаты, 18 заседаний Совета палаты, проведены десятки «круглых столов» и общественных слушаний. На начальном этапе деятельности палаты было сформировано 12 профильных комиссий, разработаны и утверждены Регламент ее работы, Кодекс этики членов палаты, Положение об общественной экспертизе.

Палата заключила Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с Администрацией области, Законодательным Собранием, Уполномоченным по правам человека в Тверской области, с Управлением Министерства юстиции по Тверской области.

На пленарных заседаниях палаты и ее Совета рассмотрен широкий круг жизненно важных вопросов. Назову лишь некоторые:

- О мерах по минимизации негативных воздействий кризисных явлений в экономике на занятость населения области и предоставления гражданам государственных социальных гарантий;

- О совершенствовании регионального законодательства в сфере развития институтов гражданского общества;

- О ходе выполнения на территории области Плана мероприятий по улучшению демографической ситуации;

- О Стратегии социально - экономического развития Тверской области на долгосрочную перспективу;

- Об образовании общественных Советов при главах муниципальных образований и при органах исполнительной власти области;

- О мерах поддержки на территории области социально ориентированных НКО;

- О совершенствовании региональной молодежной политики.

В ходе заседаний «круглых столов», общественных слушаний рассматривались вопросы, связанные с совершенствованием региональной тарифной политики в сфере ЖКХ, поддержки среднего и малого предпринимательства, проблемы коррупции, образования, здравоохранения, сохранения культурного наследия, рационального использования водных и лесных ресурсов и др.

По итогам 2009 и 2010 годов мы представляли руководству области и общественности «Ежегодный доклад о состоянии гражданского общества в Тверской области».

По всем рассмотренным проблемам нами направлялись решения с рекомендациями в соответствующие областные органы государственной власти, главам муниципальных образований и в правоохранительные органы.

В практику нашей работы прочно вошли «Дни Общественной палаты» в городах и районах области. Выездные мероприятия в рамках «Дней» были организованы в г. Ржеве, Торжке, Вышнем Волочке, Сандовском, Калининском, Лихославльском и Кашинском районах.

Особое внимание уделялось вопросам повышения эффективности деятельности общественных объединений, оказания им необходимой методической помощи. В этих целях систематически проводились различные семинары, тренинги, консультации, на которых кроме своих специалистов выступают, как правило, ведущие методисты по проблемам НКО из Москвы, Санкт-Петербурга. Только за текущей год было проведено три таких семинара, участниками которых были руководители областных общественных объединений и председатели городских и районных общественных советов и общественных палат.

Члены и эксперты Палаты активно привлекаются областной властью к участию в работе коллегий, различных отраслевых комиссий, рабочих групп, оргкомитетов по самой разнообразной проблематике.

Нечего скрывать, что первоначально, когда мы только начали работать, некоторые представители власти неохотно шли на контакт, проявляли определенную сдержанность. Но постепенно они оценили, что «взгляд со стороны», коллективные, квалифицированные предложения полезнее для дела, чем их игнорирование, особенно когда это касается интересов тысяч жителей области.

У всех на памяти события двухлетней давности, когда население и деловое сообщество крайне негативно реагировало на введение в области (или как завуалировано называлось «актуализацию») новой кадастровой оценки земель с увеличением в десятки и более раз стоимости квадратного метра. Палата совместно с другими общественными организациями вмешалась в этот процесс и, в результате, удалось повлиять на пересмотр ставок земельного налога для отдельных категорий юридических и физических лиц в сторону их существенного снижения.

Как известно, в последние годы наиболее остро среди граждан воспринимаются вопросы ценообразования в жилищно-коммунальнорй сфере.

С самого начала Общественная палата взяла это направление под свою опеку. Так в 2009 году нами были выявлены нарушения со стороны РЭК при утверждении тарифов на электроэнергию, потребляемую населением. В итоге РЭК пересмотрела и снизила на 46 коп. тариф на электроэнергию, потребляемую в дневное время населением, проживающим в домах, оборудованных газовыми плитами, а также пересмотрела тариф в сторону понижения для жителей сельской местности.

Полагаем, что в условиях, когда на федеральном уровне постоянно меняются правила «игры» в тарифообразовании, роль общественности в осуществлении гражданского контроля за тарифно-нормативной политикой в сфере ЖКХ должна не ослабевать.

Или другой пример. Срок действия плана областных мероприятий по улучшению демографической ситуации, утвержденного Постановлением Администрации области, истекал в 2009 году. На ноябрьском 2009 года заседании палаты было выяснено, что многие важные обязательства этого плана не выполнены, а ряд актуальных проблем в нем вообще не проработано. Поэтому члены Палаты настоятельно рекомендовали Администрации области дополнить документ с учетом высказанных на заседании предложений и пролонгировать план еще на два года, что и было сделано в дальнейшем.

Назову еще несколько важных, на наш взгляд, региональных проблем, на решение которых, так или иначе, повлияла Общественная палата.

Во-первых, мы жестко выступили против того, чтобы в Тверской области закрывали объекты образования и здравоохранения в сельской местности, так как в этом случае на селе просто некому будет жить.

Новый Губернатор Андрей Владимирович Шевелев поддержал нас и подобную реструктуризацию отменили.

Во-вторых, в немалой степени за счет твердой позиции Общественной палаты, подкрепленной квалифицированной экспертизой тверских ученых, представителей деловых кругов, областная исполнительная власть приостановила утверждение региональной программы социально-экономического развития «Стратегия 2025» в том виде, в каком она была представлена бывшим департаментом экономики на заседании палаты в декабре 2010 года.

В свой актив мы можем записать и наши настойчивые усилия по разработке совместно с областной властью регионального закона и программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций; меры, предпринятые по ограничению продажи спиртных напитков; формирование и продолжение гуманитарного проекта «Тверская родословная».

Весьма активно палата выступила от имени многих авторитетных представителей тверской общественности против федерального законопроекта об ювенальной юстиции. И прежде всего потому, что в основу его разработки был взят опыт государств, где защита прав детей и подростков доходит порой до абсурда. Действительно, сложно представить, чтобы российские матери и отцы, оставившие ребенка без присмотра на 10-15 минут, автоматически лишаются родительских прав, как это происходит в ряде стран Евросоюза.

Естественно, что основная работа Общественной палаты была сосредоточена непосредственно в профильных комиссиях.

Именно они явились инициаторами значительного числа важных проектов и предложений, многие из которых на сегодняшний день уже реализованы или находятся в стадии осуществления.

Так, во многом благодаря активности членов комиссии по развитию гражданского общества, общественным инициативам и благотворительности (председатель Никонов А.В.) постоянно совершенствуется практика проведения грантовых конкурсов социальных проектов и программ, формируемых НКО, успешно развивается на территории области добровольчество. В течение последних лет с каждым годом увеличивались объемы финансовых средств на грантовую поддержку социально ориентированных НКО из областного бюджета. Если в 2009 году их было выделено 16 млн. рублей, то в текущем году уже 32 млн. рублей, т.е. в 2 раза больше.

В последние два года по инициативе членов комиссии происходило формирование общественных советов, как правило, при главах муниципальных образований, которые в настоящее время имеются во всех районных и городских муниципалитетах, а в городах Тверь, Вышний Волочек, Ржев, а также в Удомельском и Осташковском районах созданы общественные палаты. Год назад мы инициировали идею создания общественных советов при областных государственных органах исполнительной власти. В Администрацию области был представлен разработанный в комиссиях палаты соответствующий пакет документов, в том числе примерное положение об общественном совете, по примеру того, как созданы общественные советы при федеральных министерствах и ведомствах.

К сожалению, из-за бюрократических проволочек процесс формирования этих Советов «затянулся» и только минувшей осенью при поддержке новой губернаторской власти и партии «Единая Россия» дело сдвинулось. Безусловно, отраслевые общественные советы, куда мы уже рекомендовали своих представителей, должны полнее доводить до областной власти конкретные нужды граждан, свежие идеи и предложения, обеспечить необходимую обратную связь, прозрачность деятельности властных структур и конкретных должностных лиц.

В сфере внимания членов комиссии по экономическому развитию и предпринимательству Общественной палаты (председатель В.А. Зверев) находились вопросы, связанные в основном с поддержкой малого и среднего бизнеса, развитием дорожной и транспортной сети, частно-государственным партнерством. В частности, с участием региональных отделений общественных объединений «Опора России», «Деловая Россия» и других удалось добиться продления ряда договоров аренды недвижимого имущества на более длительный срок с добросовестными предпринимателями, которые не могли воспользоваться льготной приватизацией в соответствии с ФЗ № 159 от 05.08.2008. Также по рекомендациям членов комиссии областными органами исполнительной власти была создана единая региональная «Карта мер государственной поддержки предпринимательской деятельности», сформирован банк данных о резерве квалифицированных кадров для малого бизнеса с использованием современных информационных технологий.

Достаточно высокую эффективность доказало совместное заседание членов региональной палаты и Общественной палаты г. Твери в апреле текущего года, на котором были рассмотрены проблемы и перспективы развития дорожно-транспортной сети в областном центре. Руководство города в лице Бабичева Владимира Ивановича и Толоко Василия Борисовича, выступивших с отчетами на заседании, как выяснилось впоследствии, ответственно отнеслись к рекомендациям членов палат, ученых и специалистов – экспертов.

Через два месяца после заседания в Общественную палату поступило письмо, в котором практически на каждое наше предложение (их было 25) даны обоснованные ответы с информацией о принимаемых мерах.

Как уже было сказано, ситуация, сложившаяся в жилищно-коммунальном комплексе, не могла не отразиться на деятельности соответствующей профильной комиссии палаты (председатель Ханская М.В.).

В качестве приоритетных направлений в ее работе были выбраны три:

- управление многоквартирными домами (создание ТСЖ, ТОСОВ);

- тарифообразование;

- энергосбережение.

По инициативе членов комиссии и ряда областных общественных объединений («Качество жизни», «Ассоциация ТСЖ и ЖКХ», «Все дома», ТОСЫ пос. Химинститута, на Рождественских горках) были организованы специальные семинары и консультации для представителей общественности, управляющих компаний, руководителей ТСЖ и ЖСК в городах Твери, Ржеве, Торжке, В.- Волочке, Лихославле и т.д.

На особом контроле у членов комиссии (ответственный эксперт Общественной палаты Егоров К.Е.) находились вопросы капитального ремонта жилых многоквартирных домов, осуществляемого по линии фонда содействию реформированию жилищно-коммунального хозяйства. К этой работе в настоящее время подключились и активисты Тверского отделения Межрегиональной общественной организации «Все дома» (Калугин Артем и Телицин Максим), которые в рамках программы «Молодежный общественный контроль» проведут проверки целевого использования финансовых средств при осуществлении капитального ремонта ряда многоквартирных жилых домов, в том числе выполнения мероприятий по переселению из аварийного жилья.

Комиссией подготовлены и изданы в помощь активу и гражданам два популярных методических пособия в форме памяток по установке поквартирных (индивидуальных) приборов учета потребляемых коммунальных ресурсов в многоквартирных домах и энергосбережению в быту. Авторы: эксперты палаты Сперанский Ю.Б., Ламакин Г.Н.

Вместе с тем, необходимо признать, что несмотря на энергичные действия ряда членов и экспертов палаты по сдерживанию роста цен на коммунальные услуги, мы не смогли в достаточной мере повлиять, например, на пересмотр нормативов теплопотребления в г. Твери и других городах области в сторону понижения, защитить граждан областного центра от переплаты за тепло в период нескольких отопительных периодов.

Одним из важнейших направлений деятельности палаты было участие в решении насущных социальных проблем региона силами трех комиссий палаты: по труду и социальной политике (председатель Веренинов С.Л.), по здравоохранению, экологии, демографии и здоровому образу жизни (председатель Давыдов Б.Н.), по науке, образованию и культуре (председатель Гусева Н.И.).

Не перечисляя значительного количества проведенных ими различных мероприятий, конкретных акций, предложенных проектов и инициатив, приведу лишь несколько примеров позитивного влияния комиссий на положение дел в этой сфере.

Так, членами и экспертами палаты подготовлены и направлены конкретные предположения в адрес Губернатора области по участию в государственной программе «Доступная среда на 2011-2015 гг.». Эти предложения нашли свое отражение в областной программе и в настоящее время реализуются.

Палатой была поддержана инициатива Тверского отделения Союза пенсионеров России (председатель Комова Н.Я.) по формированию программы «Активное долголетие». Ряд ее положений стали предметом рассмотрения на областном уровне, в результате чего руководство области приняло решение об уменьшении возраста для получения звания «Ветеран труда», увеличения перечня категорий граждан, имеющих право приобретения льготного проездного билета, а также льготного зубопротезирования.

На базе Общественной палаты с участием врачей-практиков, магистров общественного здоровья, руководителей профильных общественных объединений постоянно обсуждаются самые насущные вопросы связанные с обеспечением прав пациентов, здорового образа жизни, в том числе, по защите здоровья граждан и прежде всего молодежи от последствий употребления алкоголя и табака. Многие дельные предложения и рекомендации, выдвинутые в ходе этих обсуждений, включены в законы, целевые программы, явились поводом для принятия конкретных властных решений.

Члены комиссии по здравоохранению палаты систематически отслеживают ситуацию с организацией льготного лекарственного обеспечения граждан, в особенности страдающих тяжелыми заболеваниями, взяли под свой контроль реализацию программы «Модернизация здравоохранения Тверской области на 2011-2012 гг.»

Палатой также осуществляется общественный контроль за ходом реконструкции Императорского путевого Дворца в городе Твери, проводятся рейды-проверки, на заседаниях рабочей группы совместно с обществом охраны памятников истории и культуры заслушиваются отчеты должностных лиц о состоянии дел на объекте.

Непосредственные контакты с авторами проекта реконструкции, сотрудниками областной картинной галереи позволили рабочей группе палаты по совокупности обоснованных причин признать неприемлемым ранее принятое решение о строительстве фондохранилища галереи в районе поселка Соминка, с чем кураторы реконструкции согласились и приняли предложение рабочей группы о другом месте размещения фондов.

Ежегодно, в период выпускных школьных экзаменов для обеспечения надлежащего, беспристрастного проведения ЕГЭ в Тверской области организуется работа общественных наблюдателей из числа членов и экспертов палаты и общественных Советов муниципальных образований.

Отчетный период деятельности палаты совпал с двумя особо знаменательными для нас датами – празднованием 65-ой годовщины Победы Советского народа в Великой Отечественной войне и 70-летием со дня освобождения города Калинина (ныне Твери) от немецко-фашистских захватчиков.

Члены комиссии по делам молодежи, спорта, туризма и патриотическому воспитанию (председатель Виноградов А.Н.) приняли участие в обследовании 60 воинских захоронений и в организации совместно с поисковыми, добровольными отрядами их благоустройства; провели уроки мужества в школах и других учебных заведениях, встречи с ветеранами войны, проживающими в домах-интернатах г. Твери, Кимры, Вышнем Волочке, Ржеве. Осуществляется мониторинг выполнения на территории области требований Указа Президента РФ о решении жилищных проблем участников и инвалидов ВОВ. За 2 года (2010, 2011) более 2 тысяч из них улучшили свои жилищные условия.

С самого начала своей деятельности в 2009 году палата поддержала усилия руководства области и города и включилась в информационно-пропагандисткую кампанию по присвоению городу Твери почетного звания РФ «Город воинской славы», направив свое Обращение по данному поводу во Всероссийский оргкомитет «Победа». И сегодня мы все испытываем истинную гордость и глубокое удовлетворение тем, что два наших города Тверь и Ржев удостоены этого высокого звания.

Сегодня как никогда важно возродить в обществе чувство подлинного патриотизма, как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные и социально значимые качества. А это можно сделать, лишь сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувства любви и уважения к своей малой родине. Особое внимание этому необходимо уделять в школах, воспитывая патриотов на истории города, поселка, села, на примерах жизни и деятельности выдающихся земляков.

Все это вобрал в себя гуманитарный проект «Тверская родословная», автором Концепции которого стал председатель комиссии Палаты по межрегиональному и международному сотрудничеству Вячеслав Михайлович Воробьев. Проект объединяет усилия государственных и муниципальных властных структур, а также представителей творческой, научной общественности, краеведов по созданию комплексной базы данных о выдающихся деятелях и знаменитостях тверского происхождения, а также о важнейших событиях, произошедших на тверской земле и сыгравших особую роль в истории российского государства.

И вот уже более года еженедельно на страницах «Тверской жизни» публикуются интереснейшие историко-культурные материалы под единой рубрикой «Тверская родословная». Положено начало издания книг о знаменитых земляках за счет средств областного бюджета по линии Комитета по делам культуры Тверской области.

Предложенные Губернатором Тверской области А.В. Шевелевым и успешно реализуемые ныне его инициативы, известные как «Гордость земли Тверской» и конкурс «История твоей семьи в истории Тверской земли», находятся в главном русле проекта «Тверская родословная» и убедительно подтверждают перспективность этого большого проекта.

Тверская область является многонациональным и поликонфессиональным субъектом Российской Федерации, в котором сохраняется в целом уникальное единство и многообразие различных этнических сообществ. Националистические проявления, как правило, имеют единичный, неорганизованный характер. Так, на памяти тверитян сохранился вызвавший общественный резонанс конфликт между представителями армянской и азербайджанской молодежи на Селикатке. Тогда члены Общественной палаты и в том числе члены Комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести (председатель – Эльгардт И.А.) заняли принципиальную позицию, выступив с жестким заявлением о недопущении разжигания межнациональной розни, призвав УВД области принять все необходимые меры для установления всех обстоятельств происшедшего.

В числе проблемных продолжает оставаться вопрос о трудовых мигрантах, в том числе находящихся в регионе с нарушением существующих правил. Общественная палата подготовила и провела специальный семинар с лидерами национально-культурных автономий и диаспор области по всему кругу вопросов, связанных с правовой легализацией мигрантов, их социальной адаптацией.

Замечательным образцом творческого содружества, согласия и взаиморасположения представителей различных национальностей, проживающих в области, явилась организованная Общественной палатой в 2010 году художественная выставка «Восточная палитра Тверского края»

Большую работу по правовому обеспечению деятельности палаты проводила комиссия по законодательству, взаимодействию с органами правопорядка и общественному контролю за соблюдением гражданских прав, возглавляемая заместителем Председателя палаты Тумановой Лидией Владимировной. На комиссию были возложены задачи по организации общественной экспертизы законопроектов и других нормативных правовых актов, принимаемых Законодательным Собранием Тверской области, проведению мероприятий, направленных на противодействие коррупции, по оказанию юридической помощи гражданам, обращающимся в палату за защитой своих прав.

Комиссия организовала на сайте Общественной палаты электронный «Центр правовой помощи», где любой желающий может получить бесплатную юридическую консультацию. Например, за прошедшие полгода такой возможностью воспользовались 68 человек. С этой же целью по инициативе комиссии на базе юридического факультета Тверского государственного университета действует «юридическая клиника», где основными консультантами под руководством опытных преподавателей выступают студенты. Здесь организована специальная бесплатная юридическая помощь для глухонемых граждан, а в период выборных кампаний открывается «горячая линия» по вопросам избирательного права.

На основе обобщения данных,  получаемых в ходе консультаций, будущие юристы направляют в Общественную палату аналитические материалы и рекомендации по самым разнообразным социальным проблемам.

Так, при проведении палатой Общественных слушаний по теме «О ходе выполнения долгосрочных социальных программ «Леса Тверской области» и «Управление природными ресурсами и охрана окружающей среды» на 2009-2011 гг., основными докладчиками – экспертами были как раз студенты 5 курса юридического факультета ТвГУ.

В планах комиссии подготовить и провести общественные слушания по острейшей для нашего региона теме – использование природных территорий рек, озер, водохранилищ и предоставление свободного доступа к ним местного населения и туристов, в частности, в районах озера Селигер и Иваньковского водохранилища.

Кстати, ряд экспедиций и проверок с целью соблюдения природоохранного законодательства вдоль бассейна реки Волги при участии членов комиссии и представителей нескольких экологических организаций уже состоялись.

В соответствии с федеральным и областным законодательством одной из основных функций региональных общественных палат является проведение общественной экспертизы принимаемых законопроектов и других наиболее социально значимых нормативных правовых актов.

К проведению экспертизы палатой при необходимости, кроме ее членов и экспертов, активно привлекались юристы, экономисты, социологи, специалисты самых различных отраслей. По итогам каждой экспертизы палатой направлялись заключения в соответствующие законодательные и исполнительные органы власти.

За отчетный период Общественная палата осуществила экспертизу 33 законопроектов Тверской области, 13 областных целевых программ, 17 других нормативных правовых актов.

Наряду с проектами областных правовых актов, палатой проведена общественная экспертиза нескольких проектов федеральных законов, в том числе законов «О полиции», «Об образовании в РФ», «Об основах системы ювенальной юстиции в РФ» и др., а также отдельных правовых актов муниципальных образований. В качестве примера в этом отношении можно привести организованную по просьбе городских общественников экспертизу решения Тверской городской Думы от 28.10.2010 №332, в котором регламентированы вопросы размещения наглядных средств обязательной информации на территории г. Твери.

Рекомендации экспертов Общественной палаты были рассмотрены в управлении федеральной антимонопольной службы по Тверской области, которое возбудило дело о нарушении Думой и Администрацией города отдельных положений антимонопольного законодательства.

Анализ накопленной практики экспертной деятельности показывает, что нередко наши заключения по предлагаемым правовым актам подлежат лишь формальному рассмотрению на заседаниях рабочих групп и профильных комитетов Законодательного Собрания.

По мнению представителей экспертного сообщества, если палата направляет свои поправки в законопроекты или другие рекомендации и они не учитываются, то органы государственной власти или местного самоуправления должны дать мотивированный ответ, по какой причине эти рекомендации не были приняты.

Как известно, наша Общественная палата согласно регионального законодательства наделена правом законодательной инициативы.

В рамках данных полномочий комиссиями палаты совместно с экспертным сообществом и общественными объединениями разработано 10 проектов нормативных правовых актов, в том числе 7 законопроектов Тверской области и 3 проекта положений Администрации Тверской области (Правительства Тверской области).

Среди них законопроекты о поправках в законы Тверской области «Об Общественной палате Тверской области», «О представителях общественности в квалификационную коллегию судей Тверской области», которые были приняты Законодательным Собранием.

Законопроект «О внесении изменений в закон Тверской области   № 84-ЗО от 29.12.2004» в отношении дополнительных  мер социальной поддержки несовершеннолетних узников концлагерей, находится на рассмотрении в Законодательном Собрании.

Разработаны законопроекты «О правах пациентов в Тверской области», «О регулировании отдельных вопросов в сфере труда», «О благотворительной деятельности в Тверской области», которые предполагается внести на рассмотрение в начале следующего года.

В настоящее время в процессе разработки находится законопроект «Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Тверской области».

Особое место в деятельности палаты занимал общественный контроль, причем необходимость его подтверждается и данными социсследования, проведенного студентами и преподавателями кафедры социологии и социальных технологий Тверского государственного технического университета.

Около половины респондентов указали на важность этой формы взаимодействия общества и власти, и прежде всего, в сфере социальной защиты населения, предоставления медицинских услуг и услуг ЖКХ, в правоохранительной системе.

Мною в докладе уже приводились примеры фактов использования палатой форм общественного контроля в различных отраслях социальной сферы, поэтому кратко проинформирую только об основной акции по данному направлению - специальной антикоррупционной акции «Гражданский контроль», проведенной нами в первой половине текущего года.

В ходе акции к нам на «горячую линию» поступило свыше 100 обращений и жалоб по различным вопросам, затрудняющим реализацию прав и законных интересов граждан.

Все поступившие обращения были внимательно рассмотрены в Общественной палате с участием Советов общественности муниципальных образований и затем при необходимости направлены на окончательное рассмотрение и принятие мер в Прокуратуру или УВД Тверской области, главам муниципальных образований, в соответствующие подразделения областной исполнительной власти, а в исключительных случаях и в правоохранительные органы РФ.

В ряде обращений члены Общественной палаты выявили факты и признаки коррупционных проявлений, что и подтвердилось в дальнейшем.

Самое большое количество жалоб и заявлений пришлось на сферу ЖКХ. Например жители дома №7 по Артиллерийскому переулку г. Твери обратились с заявлением по фактам предполагаемого мошенничества, хищения денежных средств со стороны председателя ТСЖ Н.П. Спектрука. На наш запрос в адрес правоохранительных органов было сообщено, что материалы на этого председателя переданы в отдел расследования экономических преступлений УВД по г. Твери и по ним возбуждено уголовное дело.

В ходе акции экспертами Палаты были вскрыты факты существенного завышения расходов на проведение капитального ремонта жилого фонда по программе реформирования ЖКХ в областном центре на сумму почти в 2 миллиона рублей. Эти материалы также стали предметом расследования в соответствующих правоохранительных органах.

Значительное число поступивших на «горячую линию» сигналов было связано с нарушениями в сфере природопользования и в частности, землепользования, с нарушениями законодательства при застройке городских и дачных территорий, использовании сельхозугодий.

Мы считаем, что при проведении акции «Гражданский контроль» достигнута главная цель – помочь отдельно взятому человеку с его конкретной проблемой, а также вскрыть системные недостатки в действиях органов власти, пресечь проявления бюрократизма и волокиты со стороны конкретных должностных лиц, сотрудников органов государственного и муниципального управления, в том числе коррупционные проявления.

В условиях развития информационного общества значительное место в деятельности Общественной палаты отводилось медийной составляющей (председатель комиссии по информационной политике и свободе слова в СМИ Локтев Н.Ф.).

Если в 2009 в областных и районных печатных СМИ было всего 68 публикаций об Общественной палате Тверской области, то уже в 2011 году, на сегодняшний день, их уже 243, что позволяет сделать вывод о повышении внимания СМИ к проблематике данного института гражданского общества. В этом году появились публикации и в федеральных СМИ. Выпущено 8 номеров официального издания – «Вестник Общественной палаты Тверской области».

Особую роль в информационном продвижении идей гражданского общества принадлежит сайту Общественной палаты Тверской области в сети Интернет. За 2011 год на сайте отмечено более 24 тыс. посещений, что в 1,5 больше, чем в 2010 году. По данному показателю сайт Общественной палаты Тверской области стабильно лидирует среди сайтов российских региональных палат. На сайте находят свое отражение новости Общественной палаты, актуальные комментарии членов палаты и лидеров НКО по тем или иным проблемам.

Постоянное внимание на протяжении трех лет уделялось работе с обращениями граждан.

За период с 2009-2011гг. в Общественную палату Тверской области поступило 415 обращений, из которых 370 жалоб.

Приведу несколько примеров:

В Общественную палату обратилась дочь офицера, погибшего в годы Великой Отечественной войны, воспитанница детского дома, Бушмарина Л.М., проживающая в г. Твери по адресу ул. Ротмистрова, с просьбой помочь ей решить вопрос улучшения жилищных условий. В 1986 году ее временно заселили в приспособленное для жилья помещение, в котором отсутствовали элементарные коммунально-бытовые условия. В связи с возрастом и жизненными тяготами у Бушмариной Л.М. обострились хронические заболевания. Много лет заявительница ходила по кабинетам администрации города с просьбой признать занимаемое ею помещение нежилым. Только после настойчивого вмешательства Общественной палаты вопрос удалось решить положительно: решением Главы администрации города Бушмариной Л.М. предоставлена отдельная однокомнатная квартира со всеми удобствами в новом доме.

В палату обратились родители детей, обучающихся в средней школе  №4 Ржева с жалобой на власти города, которые решили закрыть эту старейшую школу. В дело вмешалась комиссия Общественной палаты по науке, образованию и культуре, общественность города, которые сумели доказать руководству г. Ржева нецелесообразность такого решения.

Проводился личный прием граждан членами и экспертами Общественной палаты.

Важнейшим показателем реальной активной деятельности общественных организаций, как основных элементов гражданского общества, является оценка со стороны жителей Тверской области.   За истекший период по данным социсследования ученых Тверского государственного технического университета информированность жителей области о работе региональной Общественной Палаты выросла до 70,2%, при этом большинство опрошенных считают, что Общественная Палата нужна (71,7%).

Среди основных функций Общественной Палаты Тверской области участники опроса назвали: обсуждение социально значимых проблем (30,4%), общественный контроль за государственной властью (22,2%) и разработку и внесение в Законодательное собрание региона законопроектов (21,4%).

Можно сделать вывод, что становление гражданского общества в Тверской области, хотя и испытывает характерные в целом для сегодняшней России трудности, тем не менее имеет положительную динамику. В этом есть и определенный вклад нашей Общественной палаты.

Сегодня справедлив вывод о том, что в области в последние годы в целом удается социальный диалог, конструктивное взаимодействие институтов гражданского общества с руководством области и органами местного самоуправления региона. Мы видим, что деятельность Палаты востребована и поддерживается Губернатором.

Убежден, сегодня на нашем заседании фактом станет не просто подведение итогов работы первого состава Общественной палаты Тверской области, а состоится откровенный разговор неравнодушных людей, открытых к честному гражданскому диалогу, который может стать своеобразным мостиком, обращенным к палате образца 2012 года!

Заключение

Анализируя итоги работы палаты первого созыва, мы не склонны к завышению оценок ее деятельности. Отдельные проблемы, за решение которых мы брались, не удалось довести до желаемого результата. Некоторые выпали из нашего поля зрения. По ряду обращений граждан происходят длительные сложные разбирательства и согласования.

Методы работы палаты отнюдь не митинги или шоу, а терпеливые поиски выверенных компромиссных решений, отражающих общественно значимые интересы граждан.

Члены Общественной палаты были инициаторами ряда значимых проектов и идей, работали в профильных комиссиях, выступали в роли экспертов, организаторов и участников «круглых столов», различных контрольных акций и общественных мероприятий.

Своим профессиональным опытом и авторитетом они способствовали конструктивному диалогу с органами власти.

Искренне благодарю всех членов палаты, экспертов за слаженную совместную работу, за товарищескую помощь и солидарность, а руководителям области, Губернатору выразить признательность за конструктивное взаимодействие и поддержку!

Вчера Президент нашей страны Д.А. Медведев, выступая со своим посланием к членам Федерального Собрания РФ, показал, что государство слышит голос общественности, целый ряд идей и инициатив, витавших в кругах общественности, планируется претворить в жизнь, а это значит, что перспективы развития гражданского общества есть!

Поиск

Архив новостей

  • 2022 (18)
  • 2021 (158)
  • 2020 (187)
  • 2019 (203)
  • 2018 (259)
  • 2017 (161)
  • 2016 (218)
  • 2015 (197)
  • 2014 (223)
  • 2013 (229)
  • 2012 (198)
  • 2011 (189)
  • 2010 (111)
  • 2009 (8)