Главная Новости Из неопубликованного
Из неопубликованного
18.04.2012

Власть имеет свой орган информации, а общественность, к диалогу с которой власть постоянно и публично призывает, своего оперативного печатного органа не имеет. Поэтому представляем вашему вниманию неопубликованную статью руководителя регионального отделения Ноосферной академии наук, профессора Георгия Комарницкого.

Бюрократический «выкидыш» Министерства образования

Как удивительно иногда складывается жизнь. Координационный совет Общенародного фронта и Губернатор Тверской области приняли согласованное решение о создании до 20 декабря 2011 года при министерствах (ведомствах) общественных советов. В том числе – и при министерстве образования. Прекрасная идея! Она не только полностью соответствует естественному процессу регионального развития, требованиям науки социального управления, но и представляет собой важнейший практический шаг в развитии региональной демократии, гражданского общества. Её смысл состоит в том, что региональным образованием, наряду с федеральным центром, должны управлять два взаимодействующих и взаиморазвивающих региональных органа, представляющих собой единое, неразрывное целое: Министерство образования  и  Общественный совет. Причём, по своей природе – это не оппозиционная пара, хотя некоторое временное конструктивное взаимное легко устранимое несогласие и возможно, а партнёрский гармоничный деятельный двуумвират, объединённый общим замыслом, общей целью и общим планом. Таким образом, процесс регионального управления – это процесс взаимосодействия Министерства образования и Общественного совета.

Общественный совет выступает в роли «заказчика»: он изучает, отражает и представляет в концентрированном виде Министерству образования «духовную картину» региона, социальный образовательный заказ, т.е. сведения о коренных образовательных потребностях, интересах, желаниях, стремлениях, предпочтениях, чаяниях и возможностях  населения – детей, родителей, юношей, молодёжи, других социальных слоёв, педагогического корпуса, руководителей предприятий, организаций, учреждений и т.п. потребителей «образовательной продукции». Таким образом, он предопределяет содержание региональной образовательной политики и стратегии.

Министерство образования выступает в роли «подрядчика»: оно в соответствии с требованиями федерального центра и регионального законодательства разрабатывает согласованный с Общественным советом конкретный проект образовательной региональной политики, стратегии и представляет его на рассмотрение и утверждение областного Правительства.

В дальнейшем Министерство образования осуществляет тактическое, оперативное управление реализацией утверждённой образовательной политики и стратегии, последовательно добиваясь достижения стратегических целей. Общественный совет всесторонне помогает министерству образования в его деятельности, во всех отношениях контролирует его и при необходимости требует внесения в его работу определённых корректив, не противоречащих федеральным и региональным нормам.

Отношения между Общественным советом и министерством образования сродни отношениям между пассажиром (Общественный совет) и водителем такси (Министерство образования): пассажир в рамках установленного для такси порядка (федерального и регионального законодательства) определяет время и маршрут движения (региональный выбор), водитель следует по указанному маршруту, но пассажир не вмешивается в его оперативную работу. Однако, в любой момент пассажир может потребовать несколько изменить маршрут (внести допустимые коррективы в деятельность министерства) или даже пересесть в другое такси (потребовать от министерство провести ту или иную кадровую замену). Но, повторю ещё раз: всё может быть сделано лишь в рамках федерального и регионального законодательства.

Совершенно очевидно, что  для выполнения своей миссии Общественный совет должен быть избран демократическим путём и по составу удовлетворять следующим основным требованиям:

1. Представительство каждого района области

2. Представительство  педагогической общественности

3. Представительство родительской общественности

4. Представительство социально-гуманитарных общественных организаций, имеющих непосредственное отношение к духовному производству

5. Все члены совета имеют свои модернизационные проекты или важные инновационные идеи

6. Отсутствие руководителей и чиновников, подчинённых министерству образования

Так должно быть!

Но судьба играет человеком! Министерство образования  решило жить не «по науке», а «по понятиям». Поэтому министр образования Н.А. Сенникова на 2 месяца позже установленного Губернатором срока, в неизвестный общественности день и час, в неизвестном месте и путём неизвестной процедуры самым недемократическим образом своим личным решением «совет» назначила. Это «чрезвычайное происшествие» произошло в конце февраля с.г. Прошло 1,5 месяца! Однако, обществу до сих пор не известны ни состав «совета», ни имя его руководителя, ни способ связи с ним. На запросы Н.А. Сенникова привычно не ответила.

Недавно удалось установить, что в «совете» – 15 членов, 8 из которых – подчинённые министерству образования руководители и чиновники. Из более 40 районов области представлены только два, остальные – пасынки, лишённые возможности участвовать в деятельности регионального образования. Представителей родительской общественности – главных потребителей школьной продукции – в «совете» нет. Рекомендация областной Общественной палаты о включении в состав совета четырёх наиболее активных учёных-педагогов-новаторов оставлена без последствий только потому, что они – новаторы. Самые активные в образовательном отношении и хорошо известные Н.А. Сенниковой социально-гуманитарные общественные организации на процедуру назначения «совета» приглашены не были, их мнение даже не рассматривалось. Вряд ли все назначенные члены «совета» имеют свои фундаментальные модернизационные образовательные проекты или хотя бы инновационные образовательные идеи.

Совершенно очевидно, что Н.А. Сенникова бюрократически «провернула» создание «совета» «под себя». Такой «совет» – не только незаконнорожденное, но и нежизнеспособное «дитя», это – очередной бюрократический симулякр, «фиговый листок», прикрывающий стыд и срам министерства образования. Он не является общественным ни по процедуре формирования, ни по количеству, ни по качеству его «членов»!  Такой «совет» региону не только бесполезен, но и вреден, ибо он лишь имитирует процесс демократического развития и построения гражданского общества. Общественный совет именно при министерстве образования, а не самостоятельный, независимый, свободный орган управления образовательной деятельностью – это антидемократический нонсенс! Ликвидирует ли Губернатор этого «уродца» и назначит ли до начала нового учебного года новые, настоящие, демократические, честные и умные выборы нового Общественного совета, покажет ближайшее будущее.

 

Комарницкий Георгий Михайлович,
руководитель регионального отделения
Ноосферной Академии наук, профессор

Поиск

Архив новостей

  • 2022 (157)
  • 2021 (158)
  • 2020 (187)
  • 2019 (203)
  • 2018 (259)
  • 2017 (161)
  • 2016 (218)
  • 2015 (197)
  • 2014 (223)
  • 2013 (229)
  • 2012 (198)
  • 2011 (189)
  • 2010 (111)
  • 2009 (8)
  • 1999 (1)